Вместе с увеличением количества на улицах автобусов выросла загазованность улиц, и тогда в город пришёл экотранспорт: в октябре 1936 года в Ленинграде появились троллейбусы. Первый троллейбус модели ЯТБ-1 (Ярославский троллейбус, первая модель), выпущенный на Ярославском автомобильном заводе, прошёл от площади Александра Невского до Площади Труда.
Популярность троллейбуса, бесшумного и экологического вида транспорта, быстро росла: за пять лет ленинградский транспортный парк вырос с четырёх до 150 троллейбусов. Дальнейшему развитию транспорта помешала война: 20 декабря 1941 года троллейбусные сети были обесточены, и троллейбусы остались стоять там, где их застало отключение напряжения.
Блокаду Ленинграда сняли 27 января 1944 года, и в этот же день был издан приказ – восстановить к маю работу троллейбусов. Оставшиеся в городе троллейбусы требовали ремонта, а троллейбусная сеть – восстановления, при этом автопарку требовались водители и ремонтные бригады. Несмотря на трудности, в течение трёх месяцев было организовано обучение ста водителей, а сами троллейбусы отправили на ремонт и покраску – в этом помогли пятнадцать моряков с корабля «Октябрьская революция». Троллейбусное движение удалось открыть 24 мая 1944 года по маршруту «Сызранская улица – Адмиралтейство».