Наименование “антиквариат” старинным предметам мебели присваивается не зря. В большинстве случаев это экспонаты, которые были представлены на торгах крупнейших аукционных домов и были проданы за рекордную стоимость. Все они бесспорно являются уникальными произведениями искусства своего времени. Владеть подобными образцами — мечта любого коллекционера, и зачастую за них разворачивается целая гонка.
Стул Фаберже мастера Михаила Першина
Сегодня с фамилией Фаберже ассоциируется знаменитая коллекция пасхальных яиц и ювелирные украшения, созданные мастерами компании. Так или иначе, они изготовлялись в ограниченном количестве, а приобрести их могли только очень состоятельные люди. Как ни странно, умельцы создавали не только маленькие ювелирные вещи. Так, например, на протяжении четырех лет с 1899 по 1093 мастер Михаил Першин работал над стулом, эскизы которого разработал немецкий художник Лео фон Кленц, живший в период с 1784 по 1864 годы. В последний раз стул появлялся на нью-йоркских торгах Sotheby’s в 2007 году. Итоговая цена продажи составила $2,28 млн.
Итальянские диваны середины XVIII века
Имя художника, создавшего эскизы диванов, проданных на лондонском аукционе Sotheby’s в 2011 году, остается тайной для коллекционеров и историков. Существует несколько версий их происхождения. По одной, над дизайном работал Лоренцо де Феррари, по другой — это был Доменико Пароди. Оба они являлись популярными художниками своего времени, которые не только писали портреты, но и увлекались разработкой дизайна для мебели. Предполагается, что пара была разработана и изготовлена в период с 1740 по 1744 годы. Изначально предметы искусства находились в здании Торговой палаты Генуи, а позже оказались в Америке. Еще спустя несколько лет их перевезли в Англию, где те и были проданы на аукционе за $2,77 млн.
Кровать времен императора Цяньлуна из династии Цин
В имперском Китае придворные мастера-краснодеревщики соревновались за то, кто изготовит лучшее изделие для Сына Неба и его свиты. Но в годы смуты после Синьхайской революции 1911 года часть предметов была утрачена, а другая — вывезена из Поднебесной. Однако к счастью до наших времен сохранилась кровать эпохи императора Цяньлуна из династии Цин. Ее создавали придворные умельцы из сандалового дерева, а на украшение резьбой наверняка ушел не один год.
В октябре 2010 года она ушла с молотка на гонконгских торгах Sotheby’s за $2,97 млн.
Туалетный столик Вильяма Сейвери
Предмет искусства был продан на аукционе в 2009 году за $4,48 млн. Над его созданием работал американский мебельный дизайнер Вильям Сейвери. Многие его столики дошли до наших времен, хотя и были изготовлены в XVIII. С другой стороны, пересчитать их можно по пальцам. Стоит отметить, что сам экспонат полтора века хранился у наследников первого владельца Джона Джонсона, а в продажу попал лишь в связи с началом Великой депрессии.
Секретер времен Людовика XV
Лучшие работы популярного французского мастера Бернарда II Ван Ризамбурга являются украшениями многих коллекций. А появление некоторых экспонатов на аукционах вызывает настоящий ажиотаж. Художник использовал весьма дорогую и трудоемкую технику нанесения рисунка на поверхность дерева, которая была родом из Японии. Материалы, конечно, он использовал японские, а найти их было крайне проблематично за счет закрытости Страны восходящего солнца.
Вероятно, именно поэтому один из секретеров художника был продан в 2012 году аж за $5,1 млн.
Табурет Реджинальда Льюса
Казалось бы, что может быть интересного и ценного в этих табуретках? Период создания! Они были изготовлены в 175-е годы мастерами Новой Англии. Качество их работы настолько хорошо, что изделия дожили до наших дней практически в полной сохранности. Наиболее знаменитый стул представлен сегодня в Метрополитен-музее. Все экземпляры можно пересчитать по пальцам. Поэтому, когда один из табуретов появился на нью-йоркском аукционе, за него развернулась целая битва. Итоговая цена продажи составила $5,2 млн.
Комод эпохи Георга III
Томас Чиппендейл — популярный английский мастер-краснодеревщик, который жил с 1718 по 1779 годы. Его работы — вершина британского мебельного искусства XVIII века. Когда они выставляются на продажу, то непременно пользуются успехом у состоятельных коллекционеров. Так случилось и в 2010 году, когда с молотка ушел комод Чиппендейла, установивший новый ценовой максимум в $5,98 млн.