Удовлетворение потребности в близости кране важно для полноценной счастливой жизни. Я бы даже сказал, что это одна из самых важных потребностей, потому как близость включает в себя очень много составляющих, которые дают тепло и наполняют ресурсом, позволяющим получать от жизни максимум. Учимся быть близкими мы, конечно же, в детстве, в первую очередь – с родителями. Что же происходит, когда в копилку попадает травматический опыт близости? Холодность или отвержение родителей крайне болезненно сказываются на психике и оставляют неизгладимый шрам.
Ребенок воспринимает родителей, как людей, которые по определению своему принимают и любят его безусловно. В первую очередь это касается, конечно, материнской любви. Если же в детстве мы недополучаем этой любви, то возникает дефицит поглаживаний и фрустрация. Сложнее все становится, если имеет место быть отстранённость и холодность матери. Речь идёт именно о отсутствии эмоционального контакта между матерью и ребенком. Уточню, что «обслуживание» базовых потребностей ребенка: еда, сон, гигиена, здоровье и т.д. не относится к эмоциональной связи, у этих процессов больше социальный смысл обеспечения физиологических потребностей, далеко не всегда предполагающий любовь и тепло. Как правило к таким отношениям прилагаются сильный контроль и жёсткие требования. Ребенок растёт «удобным», воспитанным и «правильным», в надежде что если будет выполнять все требования, то получит любовь и ласку. Если поглаживания и даются ребенку, то, как правило, «пластиковые», социально одобряемые. В современном мире обилие «пластика» просто зашкаливает благодаря трендам социальных сетей, в которых модно демонстрировать идиллию, за которой очень часто стоит нечто противоположное. Стоит ли говорить о букете комплексов и проблем, формирующихся таким образом? Начиная от «Комплекса отличницы» и низкой степенью эмоциональной осведомлённости, заканчивая нарциссическим расстройством личности.
Не оказывая ребенку поддержку в нужный момент, лишая его тепла, такая мама может реализовывать цель воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность. В действительности же со временем у ребенка пропадает желание и способность доверять, открываться, а соответственно и быть по настоящему близким с кем-либо. Близость рассматривается как нечто мифическое и абсолютно невозможное. Конечно сепарацию в здоровой форме никто не отменял, и «душить в объятиях» сверхзаботы своё чадо – это крайность не менее пагубная чем полная отстранённость. Так что чувство меры надо знать.
Гораздо серьёзнее последствия, в случае не просто холодности матери, а в её фактическом отсутствии. У таких детей формируется очень ярко выраженный запрет «Не живи». Они крайне болезненно ощущают свою «ненужность». В данном случае максимальна вероятность того что последствием станет расстройство личности.
В обоих случаях последствия травматического опыта близости могут иметь разную форму и глубину, зависящую от ряда факторов, но будут и характерные особенности. Так как такие дети не получили примера здорового эмоционального поведения, то понимание своих, в первую очередь, и чужих эмоций будет соответствующее. Стремясь «заслужить» любовь, такой ребенок будет привыкать угождать другим, быть удобным, отодвигая свои желания и потребности на второй план. Со временем связь с самим собой будет всё слабее и понимание того чего человек сам хочет исчезнет. Рационализируя окружающий мир, опираться будет такой человек на мысли, не прислушиваясь к своим чувствам. Если чувства будут столь сильны, что пробьются сквозь ледяные стены, то приведут они в эмоциональный шок и выражены будут неадекватно, потому как не будет понятна их природа и вообще, что это за чувства конкретно, да и примера здорового выражен эмоций не было в детстве. Еще в детстве утратив надежду на близкие связи, такой человек с трудом верит в то что может быть любим, ценен безусловно, а соответственно и не подпускает близко людей, считая это небезопасным. Такому человек легко бежать на помощь, стремясь получить за неё любовь и признание, но крайне сложно просить о помощи и поддержке. У такого человека очень сильный внутренний Критик (КР-, Свин), который постоянно обесценивает его достижения, таланты, умения, он же может преобладать в поведении с окружающими, таким нездоровым образом агрессивно защищая внутреннего Ребенка, считающего мир вокруг небезопасной средой. И, конечно же, такой человек будет очень много прибегать к психологическим играм, не зная другого способа в получении поглаживаний. Жизнь становится мукой от постоянного стресса и тревожности, заточенным в такие игры как «Изъян», «Попался, сукин сын» и другие.
Хорошие новости: травмы прорабатываются в терапии. Эмоциональную грамотность и эмоциональную осознанность возможно развить с помощью тренингов и специальных упражнений. Дефицит поглаживаний восполняется, а любви, близости и доверию можно научиться. Каждый человек имеет право на любовь и принятие, близость и искренность. Лишь Вам решать, как именно жить свою жизнь.
.
#транзактныйанализ #психотерапия #психология #психолог #психологонлайн #work #life #психологсевастополь #сценарийжизни #близость