Короткое вступление
В этой статье я опишу свой опыт продвижения канала на Яндекс Дзен. Начну с самого начала и покажу, какие проводил эксперименты, что показало высокие и низкие результаты.
Статья будет длинная, чтобы уделить достаточное внимание каждому из этапов и глубоко проанализировать некоторые показатели.
Я завёл свой канал вечером 22 декабря 2019 года. Получается, сейчас ему около 1,3 года. За всё это время показатели канала такие:
- Опубликовано: 141 (0,3 в день)
- Показов: 380 871
- Просмотров: 55 441 (11,66%)
- Дочитываний: 45 720 (82,47%)
К моменту выхода статьи показатели будут немного другими, т.к. статья проведет некоторое время в разделе «запланированные», но я не думаю, что это сильно повлияет на статистику.
А теперь подробнее с графиками, скриншотами и примерами. Я разберу ошибки и покажу удачные моменты.
С чего всё начиналось?
К моменту, когда я решил завести канал, у меня уже были кой-какие материалы на разных платформах. В соцсети я публиковал короткие художественные и философские зарисовки, на сайте «стихи.ру» у меня было приличное количество поэтических произведений, был еще проект «Чистый лист», для которого мы с командой записывали стихи в формате видео, а вдобавок ко всему я несколько лет вёл дневники, а потому избирательно мог делиться записями, которые считал приемлемыми к публикации.
Итак, первый контент у меня был не уникальный, я просто переносил на платформу свои же, но уже существующие записи. Нового контента вначале вообще не делал.
Сейчас я понимаю, почему канал не взлетел в самом начале: Яндекс проверяет уникальность текстов, картинок и видеороликов, поэтому Дзен воспринял все мои записи как обычную копи-пасту. Таким образом, вывод о канале на его старте алгоритм сделал такой, что здесь ничего интересного нет. Но тогда я этого не понимал. А если бы понял, всё равно бы перенес материалы в блог. Мне давно хотелось собрать всё в одном месте, а тут появилась мотивация сделать это.
Совет: если ты тоже хочешь перенести собственные материалы на Яндекс Дзен с других площадок, то делай это постепенно. Густо разбавляй материалы, которые переносишь, оригинальным контентом. Дзен вполне позволяет делать некоторую часть материалов неоригинальными, просто не нужно этим злоупотреблять. Точных цифр я не знаю, вероятно, знает их только алгоритм и его разработчики, но по ощущениям это 1 перенесенный пост на 5 оригинальных.
С самого начала моей целью была монетизация, но достичь я её хотел с помощью собственных публикаций, мне был не интересен формат переписывания чужих текстов или кражи видеороликов. Я решил понять, насколько людям будет интересно то, что делаю я сам.
Ошибки, которые я допустил
С точки зрения продвижения я наделал целую кучу ошибок, и это сразу отбросило канал куда-то на задворки Дзена. Вот, что я натворил:
1. Я назвал канал собственным псевдонимом. Наверно, это работает, если псевдоним известный. Это допустимо, если на других платформах есть существенная аудитория, которую можно частично перетащить в новый блог. Но совершенно точно это не работает для начинающих или не особенно известных авторов. Проверено лично, причём не только на своём блоге, но и с помощью анализа других каналов Дзена. С другой стороны, если упорства достаточно, и расчёт на игру в долгую, такой подход может и сработать, но это не точно, я всё еще тестирую.
2. Описание канала у меня размытое, неконкретное, привязанное к совокупности моих интересов. Т.е., новый пользователь, заходя на канал, видит совершенно непонятное название, примерно такое же ничего не говорящее описание и мою фотографию. И хорошо, если заходит после прочтения хотя бы одной из моих статей, тогда есть надежда, что я сумел пробудить некоторый интерес, и на волне этого интереса человек подпишется или почитает другие статьи. А если нет? Если человек попал сразу на главную страницу блога, то велика вероятность, что он тут же уйдёт. Это как, если подойти к незнакомцу на улице и сказать что-то типа такого: «Привет. Меня algrigo зовут, и я занимаюсь маркетингом. А еще я люблю путешествовать и размышлять на философские темы. А, да, чуть не забыл: психология — моя страсть со школы. Ну что, пообщаемся?» Как думаешь, скоро меня сочтут психом при таком подходе?
3. Я писал на разные темы без выбора узкой специализации. Это в продолжение неконкретного описания самого канала. Причём тут двойной эффект: во-первых, люди не понимают, зачем, собственно, им подписываться на маленький аналог какого-то форума по интересам, а во-вторых алгоритм такой: «Я не понял, так тебе каких людей приводить? Ты маркетологов ищешь или любителей современной поэзии? Может, тебе нужны путешественники? А с диванными философами как, им тоже о тебе рассказать?» Короче, алгоритму сложно подобрать мне релевантную аудиторию. Круг людей, сочетающих в себе примерно такой же набор интересов как у меня не слишком широк.
4. Алгоритму плевать, какая у меня интересная или заурядная личность. Ему важны сухие цифры, а текст он воспринимает исключительно как набор нулей и единиц. Поэтому писать нужно не только интересно, но желательно еще и понятно для алгоритма. А он точно хорошо понимает нецензурную брать. Ей я у себя почти не пользовался, но даже редкие случаи показывали практически 100% подтверждение того, насколько хорошо Дзен её понимает: статьи тут же ограничиваются в показах. И неважно, что в некоторых художественных произведениях использование матов обосновано как ход для раскрытия персонажа и придания его образу большего реализма, статья всё равно будет ограничена и не увидит широкой аудитории. С другой стороны, блокировать её тоже не станут. Она просто будет в блоге, и подписчики смогут её прочитать.
5. Системность. Чтобы алгоритм воспринимал тебя как серьёзного автора, он должен видеть чёткую периодичность публикаций. Я этого не делал. Точнее, я запланировал публикации раз в пару дней примерно на 2 месяца, а потом забросил. И тут два важных момента: во-первых, не для любой темы 2 месяца являются достаточным периодом для взлета, а у меня и темы-то не было; во-вторых, материалы, которые я публиковал не были оригинальными, и в таком случае взлёт канала вообще откладывается на неопределённый период. Благо, я пса на канал не получил :)
Итог первой попытки
В итоге, в феврале 2020 г. я забросил канал, потому что на монетизацию так и не вышел, а аудитории было мало. Никаких реакций, минимум дочитываний и вот это вот всё. Мотивация моя протухла, я опустил руки и ушёл с платформы. Но дальше было самое интересное...
Внезапный взрывной рост моего канала!
А причина этому — коронавирус.
Здесь нужна небольшая предыстория. В конце марта я вернулся с острова Бали, а это был как раз период максимальной истерии на тему «МЫ ВСЕ УМРЁМ!». Общество и так было близко к бунтам, ложь с экранов и несостыковки просто резали глаза и уши, а действия властей не выдерживали даже поверхностной критики.
И вот я привлёк к себе излишнее внимание тем, что прибыл из-за границы. Это отдельная и очень увлекательная история, суть которой в том, что моя семья испытала на себе вопиющую несправедливость, психологическое давление и неправомерные действия со стороны властей. Если интересно узнать о ситуации подробнее, все описано в этой статье: «Как коронавирус затронул мою семью. Виноват вирус или ложь и халатность властей?»
А предыстория была нужна потому, что на волне творящегося хаоса я начал действовать, как умел. Лучшее, что пришло мне на ум — привлечь внимание общественности, и я сделал видео и посты во всех социальных сетях, месенджерах и блогах.
Обнаружил я этот взрывной эффект очень не сразу. Думаю, ты понимаешь, что описанная ситуация с короной была настолько острой, что мне было, чем заниматься. Просто как-то раз я зашёл на Дзен (а может, получил рассылку на почту со статистикой канала, уже не помню) и увидел такую картину:
Естественно, Дзен сразу предложил мне монетизацию, и я её включил.
Вторая попытка заработать на Яндекс Дзен
После монетизации я подумал, что первая часть цели, которую я изначально себе ставил, выполнена. Сейчас я понимаю, что монетизация одной статьёй — обычное дело, но тогда от такого всплеска активностей я офигел. Сам факт монетизации и этот самый всплеск внимания аудитории вдохновили меня на вторую попытку. Не сразу, на графике видно, что проявлять активность я начал примерно в сентябре 2020 года.
Сначала я решил изучить механизмы работы на платформе и учесть ошибки, которые я наделал на старте. Я учёл их, но многие так и не исправил. Подумал, что раз уж начал вести личный блог с разветвлением и пересечением тем, то так и продолжу. Посмотрим, что будет. Возможно, я окажусь прав, и на длинной дистанции блок о стиле жизни, как у меня, сможет урвать свой кусок популярности. Я понимаю, что для этого просто необходимо формировать именно подписную базу из людей, которые станут интересоваться материалами достаточно глубоко, чтобы суметь увидеть полную картину, а не отдельные мысли в обособленных статьях.
Работа с контентом
Важно отметить, что работу с контентом я изменил в корне. Глубина проработки статей очень изменилась. Сопровождающие визуалы тоже стали качественнее с точки зрения алгоритмов Яндекса, да и к самим статьям они начали подходить лучше, за исключением моих личных фото, которые нужны исключительно для того, чтобы выделить запись в моём блоге. В остальном это либо скриншоты с примерами, либо фото с моих же фотосетов, но в тему статьи, либо это картинки с платного фотостока. Да, Яндекс смотрит, откуда мы берем картинки для статей.
Кстати, на картинке видно, что охват у этой серии статей почти никакой. А это потому, что персонажи там — обычные люди, попавшие в сложные ситуации. Сюжет связан с войной, и в рассказах есть жестокие сцены и нецензурная лексика. Сложновато показать образ солдата в Афганистане, выражающегося языком Толстого. Плата за правдоподобность — срезанные охваты.
Работа с заголовками
Также я пересмотрел работу с заголовками. Оказывается, секрет заключается в том, чтобы балансировать на грани кликбейта и пользы. Т.е., заголовок нужно сделать привлекательным, но при этом не обмануть ожиданий пользователя от прочтения статьи. И это действительно бывает непросто. За откровенный кликбейт и алгоритм Дзена наказывает, и пользователи остаются недовольными. А слишком простые неинтересные заголовки способны похоронить даже классную статью. Давай на примерах.
Пример откровенного кликбейта: «Филипп Киркоров умер на стендап концерте Руслана Белого» (статья с цитатой Киркорова о том, что он чуть не умер от смеха, когда Руслан шутил про современную эстраду). Очевидно, что здесь мы искажаем суть и выдергиваем из контекста какую-то сильно эмоциональную часть с целью привлечь внимание, но без заботы о читателе. Это попросту ложь.
Пример тухлого заголовка: «Знаменитости тоже ходят на концерты» (и опять статья про то, как Киркоров был на стендапе Белого). Суть статьи не поменялась, но будут ли её читать? Что интересного в таком заголовке? Ну и что, что знаменитости куда-то ходят? Это что, секрет что ли? А какие знаменитости? Может, речь про мера занюханного городка, ведь он тоже по-своему знаменитость? Короче, не надо так делать.
Примеры заголовков «на грани» есть в моём блоге. Да хоть на тех же скриншотах в этой статье. Так что я не буду выдумывать что-то отдельное для иллюстрации. Интересно? Заходи в блог и читай статьи.
Какие темы и форматы заходят на Яндекс Дзен?
Поисковая выдача или рекомендации самой платформы Яндекс Дзен?
Для начала давай проанализируем показатели Яндекс Метрики моего канала.
Сразу оговорюсь, что сравнение показателей и эпитеты вроде «высокие/низкие», «много/мало» и т.п. соотносятся с показателями именно моего канала, а не сравниваются со всеми каналами Дзена в принципе.
Ну прежде всего, моя аудитория находит меня преимущественно через поиск, а не по рекомендациям самого Дзена. Дальше я покажу, почему так происходит.
Переходы из поиска в перевес рекомендациям могут быть связаны либо с тем, что тема не популярна на Дзен, может, просто узко
специализированна, либо с тем, что освещенные на дзен темы популярны и вне его пределов, и люди ищут их в поисковой выдаче. Давай посмотрим подробнее.
Помнишь, я упоминал, что мы делали поэтический проект «Чистый лист»? Так вот, в рамках этого проекта мы и записали стихотворение Роберта Рождественского «Человеку надо мало». Если интересно, вот тот самый пост на моём канале: «Человеку мало надо. Стихи. Проект ЧИСТЫЙ ЛИСТ»
Могли ли мы предположить, что когда-то это же произведение какой-то бренд использует в своей рекламе, и это поднимет мне посещения в Дзен? Да нет, конечно! Но так это работает.
Вот еще один пример, когда стихотворение привело трафик в мой блог:
Также на поиске чаще ищут профессиональные материалы. Мне легко привести пример на основе маркетинга. Скажем, вопросы «что такое воронка продаж?» или «лидмагнит это», а также «как запустить таргетинговую рекламу, когда денег мало?» будут искать на поиске. Дзен неохотно будет рекомендовать профессиональные материалы. Пожалуй, это справедливо не для всех проф. блогов. Например, я видел достаточно много успешных блогов по темам работы с деревом, рукоделию и прочим. Но тут важно понимать, что подобные темы могут быть как профессиональными, так и хобби. А маркетингом как хобби никто не занимается.
Так как же алгоритм принимает решения о том, что продвигать?
На этот вопрос я и сам бы хотел получить ответ, поскольку наблюдаю у себя вот такую картину:
Я выделил все посты, касающиеся непосредственно маркетинга. Тут ничего лишнего, именно глубоко проработанные обстоятельные маркетинговые статьи. И смотри, в чём прикол: выходят они с периодичностью в двое суток, между ними ничего другого не проскакивает, но при этом показы разнятся колоссально.
Я могу понять низкий уровень показов статьи «Меня бесят эти тупые клиенты...», т.к. заголовок у неё провокационный. Ок, правила писаны не мной. Коль это может задеть чьи-то чувства, то пусть так (хотя содержание статьи тебя, вероятно, сильно удивит.
А как на счет остальных? Допустим, маркетинг не сильно популярен да Дзене. Так как же так вышло, что статья про тприпваер набрала показов в 4 раза больше, чем остальные? При этом сам термин «трипваер» известен в очень узких кругах. Если «основной продукт» говорит сам за себя, а лидмагнит более-менее часто упоминается всякими интернет-гуру, то трипваер — это точно нечто очень нишевое. Это термин из разряда «синхрафазатрон». И при этом статья опережает подобные же при равных условиях в 4 раза. Более того, она не первая и не последняя в цикле.
Если почитать заголовки, то также можно сделать обоснованный вывод, что статья, начинающаяся заголовком «Я притягиваю деньги как магнит...» точно более выигрышна по сравнению с названием «Трип-что? Tripwire или как продавать больше...». Разве ты станешь спорить, что спиритуалистические эзотерические тематики, как и тема халявы имеют намного больше целевой аудитории и привлекают к себе кратно больше внимания, чем узкоспециализированные статьи с терминами и алгоритмами? Думаю, не станешь.
Так в чём же дело? Я ответ на этот вопрос не нашёл. Если у тебя он есть, напиши мне в комментариях, действительно интересно.
Что по-настоящему зашло?
У меня это были такие вот статьи:
Это истории, которые я услышал от людей и записал их. Ничего особенного, лёгкий развлекательный контент. Какой-то культурной ценности или прикладной пользы он не несёт. Просто жвачка для мозга, развлечение на 5 минут.
Обрати внимание на количество показов, дочитывания и реакции. Это именно тот контент, к которому пользователи неравнодушны.
Какой вывод? Людям нужно нечто лёгкое и пустое. Что-то, что не требует серьёзных усилий на осмысление, что не налагает никакой ответственности, что пригодно для сиюминутного потребления, но сразу после этого легко забывается.
Получается, что всякие подобные истории, сплетни, политические дрязги, бьюти-блоги и прочий информационный шлак — это именно то, что люди хотят. Алгоритм же решает, что показывать, именно на основе пользовательских интересов. Он смотрит, какие статьи люди открывают, как долго их читают, насколько активно комментируют и как часто ставят лайки. Вот и всё. Вся суть нынешней ментальности в этом.
Что ж, мы живём в капиталистической системе, а потому играем по её правилам. Так что, если нужен заработок с канала, однозначной рекомендацией будет генерация легкого мусорного по большей части контента, который не занимает много времени, легко читается и ни на что не влияет.
А как там с деньгами-то? Заработать получилось?
О да, я почти миллионер :) Вот подтверждение:
Ни одного вывода средств я не делал, это всё, что мне на своих статьях удалось заработать на момент написания этой статьи. Если честно, я заработал куда больше на донатах. Люди читают мои статьи и, если находят их полезными и хотят отблагодарить, переводят немного денег через форму под статьёй. Получается, что на данный момент я больше интересен отдельным пользователям, чем рекламодателям Яндекс Дзена.
В общем-то, на таких объёмах, как у меня ожидать серьёзного денежного потока было бы недальновидно, так что я не удивлен, не оскорблён, не сломлен. Просто у меня есть сухие данные для анализа и выводов.
Ах да, важный момент: я не подавал заявок на программы Дзен ранее. Не участвовал в Авроре и не состою в Нирване. Но на момент написания заявка на участие в Нирване отправлена, пожалуй, что уже около 2-х недель мой канал на рассмотрении. Яндекс заявляет, что рассмотрение длится от месяца и более. У других авторов я читал, что то, что канал не отклоняют сразу — это уже хороший знак. Значит, рассматривают дальше, и велика вероятность положительного исхода. Так что, ждемс.
Интересно будет написать статью позже, если я всё же попаду в Нирвану. Ходят слухи, что там будто кто-то наливает охватов, да и поддержка больше внимания уделяет авторам. Ну, посмотрим.
Заключение
Дзен объявил о том, что с новых авторов будут требовать фотографии с паспортом для монетизации. И коснётся это всех, не только авторов вновь монетизированных каналов.. Пожалуй, что при таком раскладе я от планов по монетизации откажусь. Юридических обоснований такому решению я не вижу, Яндекс не может их предоставить ни через поддержку, ни в обсуждениях под собственными статьями в своём блоге. Какие-то странные формулировки без опоры на норму закона меня не удовлетворяют, а личные данные в век цифровой анархии я стремлюсь беречь, как умею.
В общем, посмотрим, к чему придём. Буду держать тебя в курсе по поводу интересных вопросов ;)