Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

"Ребёнок с особенностями развития заговорил, но диалог всё равно никакой" - рассказываю, в чём может быть причина

Оглавление

Наверное самая частая утешительная фраза, которую может услышать родитель неговорящего ребёнка, это: "Ой, да заговорит! Будете просить, чтобы помолчал!".

Возможно, если дело исключительно в "не говорит", то это действительно так. Но когда нарушение речи задевает понимание (сенсорная, сенсомоторная алалия, иногда аутизм), на голову родителя приземляется ещё одна большая проблема. Оказывается, что даже, когда ребёнок заговорил, диалог-то всё равно не клеится. Да и неумолкающий почемучка, которого все обещали, явно не про него. Разве что теперь малыш иногда может нормально что-то попросить, а не закатывать истерику. Но почему так? Разве с появлением речи не должны были уйти все проблемы с диалогом и ребёнок не должен начать стрелять вопросами, как из автомата?

Не знаю у кого как, а лично в нашем случае ответ оказался до банального простым - сын не понимал многих вопросов. И реагировал он на них соответствующе:

из открытых источников
из открытых источников

И да, здесь же крылся ответ и на то, почему он их не задавал - если он не понимает их значения и зачем они нужны, то как он их будет задавать? А никак. Поэтому даже с речью Лёва не особо стремился к задушевным беседам. Вот наша типичная "беседа" примерно в 3,5 года:

Я: Ты в садике был?
Лёва: (молчит);
Я: А в садике ты играл?
Лёва: (молчит);
Я: А ты кушал?
Лёва: (молчит).

Да, в то время сын ещё не умел говорить, но в его арсенале всё же было несколько слов, среди которых были "Дя" и "Не", то есть вполне достаточно, чтобы ответить, если бы у него было понимание, что я спрашиваю. Однако он не понимал, так как эти вопросы не входили в репертуар быта и наших занятий и сразу выявляли, что работы с речью ещё непочатый край.

Но постепенно мне всё же удалось добиться улучшения. А вместе с тем оказалось, что понимание вопросов и умение их задавать значительно влияет на развитие адекватного общения в принципе. То есть, если хотите нормальных диалогов, то момент с вопросами обязательно надо прорабатывать.

Учим вопросы и возможные ответы на них

Ничего революционного тут нет. Сначала я выявляла вопросы, которые ребёнок не понимал:

Я: "Куда пошёл мишка?";
Лёва: (молчит).

А затем мы отрабатывали вопрос по полной следующим образом: я брала игрушку, повторяла вопрос: "Куда пошёл мишка?" и топала мишкой на кухню, отвечая сама: "Мишка пошёл на кухню" и сверху ещё раз закрепляла словами: "Куда? - На кухню!"

Важно: подобную отработку вопроса надо вести в разных ситуациях, потому что у таких детей негибкое понимание речи. Если показывать только как мишка пошёл на кухню, то на любые вопросы с "Куда?" потом с высокой долей вероятности будет ответ: "На кухню". Или малыш будет тормозить, понимая, что ответ неправильный, но как правильно он не знает. То есть, мишка на одном занятии должен сразу "идти" и под стол, и в шкаф, и за дверь, и в коробку, и в коридор - куда угодно, лишь бы это были разные места и ребёнок усвоил, что вопрос "Куда?" не про какое-то конкретное место, а про любое место в целом и направление движения к нему.

После череды объяснений и показов с моей стороны сути вопроса, я уже просила Лёву ответить мне. Здесь работа часто стопорилась, но у меня была пара тактик, которые "зашли":

Вариант №1: я спрашивала "Куда пошёл мишка?" и если не дожидалась ответа, то говорила: "Скажи: мишка пошёл в коридор" и указывала туда пальцем. Потом спрашивала снова вопрос и если не получала ответа, то опять говорила: "Скажи: мишка пошёл под стол" и показывала туда. Проделывала так несколько раз, после чего задавала вопрос и уже не просила правильно сказать, а просто показывала пальцем. А потом отказывалась и от показа.

Вариант №2: я задавала вопрос: "Куда пошёл мишка?", отвечала сама несколько раз полностью, скажем: "Мишка пошёл в домик/в коробку/под стол". А потом, показывая пальцем место, отвечала сокращённо: "Мишка пошёл ...", предлагая сыну договорить предложение самостоятельно. Постепенно, со всё более уверенными ответами ребёнка, урезаются жесты, словесная подсказка сокращается до одного слова: "Мишка...". А затем "костыли" и вовсе убираются.

Такая отработка с ответом ведётся, когда ребёнок хоть плохонько, но говорит. Если вам хочется отработать этот момент впрок с неговорящим ребёнком, то будет достаточно в качестве ответа получать хотя бы тычок пальцем в верную сторону.

Учим задавать вопросы

Ребёнка нужно учить задавать вопросы, поскольку вопросы - это первый доступный формат диалога. Маленький ребёнок, когда впервые начинает обращаться к взрослому, постоянно использует именно вопросы. Сначала он тычет пальцем на интересующие его вещи, как бы спрашивая: "Смотри! Что это?", а затем начинает задавать их вслух. Взрослый отвечает ему - именно так рождается простейший диалог.

Большая часть человеческого общения хоть и не состоит из вопросов, однако по сути является систематической переброской репликами - мы постоянно что-то говорим и ждём ответа от собеседника, ждём его реакции на сказанное нами, как если бы задавали вопрос.

И если норма всё без проблем усваивает сама, то у алаликов и аутистов тут часты затруднения.

С Лёвой при алалии сработали следующие способы:

  • Создание ситуаций, где ребёнок будет сам задаваться вопросом. Например, в игре я могла спросить у Левы что-то в таком духе: "Хммм... Поезд дальше не едет. А почему?" И он начинал думать почему, хмурился и вопросительно на меня смотрел. После этого я давала объяснение: "Потому, что надо поменять батарейки";
  • Задать вопрос ребёнку, ждать пока он посмотрит на вас и сразу давать ответ. Например: "Что это?" - делаете паузу и ждёте, пока малыш посмотрит на вас. Как только посмотрел, вы говорите: "Это трамвай!". Вопросы могут задаваться и дальше в том же духе: "Какой трамвай?" - он посмотрел и вы говорите: "Красный!". Этим способом можно показать ребенку множество образцов вопросов и ответов.
  • Когда начинают появляться первые вопросы, надо их закреплять при помощи описательных игр на речь. Вопросы должны быть в пределах знаний малыша. Например, он может задать вопрос: "Шоколадка какая?" и кинуть мячик вам, а вы ловите и отвечаете: "Коричневая, вкусная, сладкая, с орехами". Потом вы меняетесь и задаёте свой вопрос: "Когда Дед Мороз дарит подарки?".

Если по каким-то вопросам у малыша все равно видны пробелы (не знает что сказать/не понимает вопроса) - ничего страшного. Кратко и понятно объясняете правильный ответ, задаёте вопрос ещё раз и просите за вами повторить.

Конечно на бумаге всё выглядит просто, однако по факту от начала до момента, когда сын начал что-то сам спрашивать, прошло несколько месяцев, то есть, это небыстрое дело, даже учитывая, что тогда ему было в районе 4,5-5 лет.

Детям с РАС может быть мало и таких мер. Но в ряде случаев для них срабатывает следующая отработка вопросов:

Вы: "Повтори (произносится тише): где мой мяч? (произносится громче, выделяя вопрос)"
Ребенок: "Где мой мяч?"
Вы: *достаёте мяч из мешка* "Вот твой мяч! Пойдем играть!"

Здесь требуется предварительная подготовка, так как нужно задавать много разных заготовленных вопросов и тут же давать ответ на них ребенку, чтобы он установил причинно-следственную связь между тем, что он говорит и что получает взамен. Но если с вопросами совсем глухо, то лучше отрабатывать так, чем никак.

И в случае с алаликами, и в случае с аутистами, когда вопросы попроще освоены, можно переходить к вещам посложнее. Это вопросы: "Почему?/Зачем?/По какой причине?/Что получится?/Если?". Именно на них строится основная масса осмысленного диалога за пределами бытовухи и задавания вопросов чисто с целью удовлетворения потребностей.

Основной корень проблемы с отсутствием подобных вопросов чаще всего лежит в том, что и алалики, и дети с РАС поначалу просто не понимают зачем козе баян зачем им вообще такое спрашивать, если и так прекрасно живётся. И да, здесь мы опять возвращаемся к необходимости отработки причинно-следственных связей и игр на них.

Я уже упоминала о них в других своих материалах, но для тех, кто впервые читает мой блог, кратко повторю, что это:

  1. Любые логические ряды с постепенным усложнением;
  2. Картинки "Сначала-потом", из которых нужно выстроить логичную последовательную историю;
  3. Так как ребенку уже доступны другие вопросы, можно пробовать спрашивать для начала очевидные вещи, чтобы малыш просто уловил принцип этого вопроса. Например, можно толкнуть мяч, чтобы он упал со стола и спросить "Почему мяч упал?". Детей постарше для выработки диалогового общения полезно расспрашивать с вопросами "что/зачем/почему" про вещи, которые им нравятся.
  4. Вопросы про "Бывает/не бывает" и картинки "Что перепутал художник?";
  5. Чтение поучительных сказок.

Почему понимание причинно-следственных связей и здесь очень важно? Потому что, если оно развито, то пониманию ребёнка доступно то, что на вопрос он получит ответ, а также то, что ему выгодно общаться, так как он как может поделиться с кем-то своими мыслями, так и получить объяснения. Поэтому для диалога эту сторону интеллекта тоже нужно развивать.

Спасибо, что читаете меня :)

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

У ребёнка проблемы с эмоциями, вниманием, мотивацией? Работаем с лобной долей мозга

Агрессия при аутизме: откуда берётся и как с ней бороться?

Эмоционально-волевая сфера страдает у большинства детей с нарушениями развития. Как её развивать?