Новая стратегия Renault, озвученная на днях, огорошила российские автомобильные СМИ: Lada объединяют с Dacia! Собственно, к этому все шло последние лет пять. Объясню на пальцах, почему это очень хорошо.
Dacia и Lada объединяют в один бизнес-юнит. Уже назначен глава – Дени Ле Вот. В рамках реструктуризации, фактически, убирают все лишние платформы: семейство Vesta либо переведут на французскую платформу CMF-B-LS, либо вообще уберут из гаммы после завершения жизненного цикла.
Да, жаль. Не устану утверждать, что Vesta – лучшее, что сделал АвтоВАЗ за всю историю. И на 100% появление этого семейства – заслуга Бо Андерссона, который, хоть и был в свое время поставлен на руководящий пост по инициативе Renault, во многом пошел наперекор французам. Именно он продавил финансирование проекта Vesta, он сделал из кургузого Sandero весьма эффектный X-ray, и этим окончательно разозлил верхушку Renault. Шутка ли: на их платформе сделал автомобиль с куда более приятными потребительскими свойствами, при этом выигрывающий по цене. И именно поэтому ни у Vesta, ни у X-ray так долго не было версий с нормальным «автоматом»: вазовцам просто не разрешали довести грамотные модели до конфигурации, которая навредила бы продажам Logan и Sandero.
Собственно, новая стратегия – продолжение той внутренней войны. Французам невыгодно поддерживать сторонние платформы, если есть своя. Логично. Платформа CMF – модульная, то есть, на ее основе можно выпускать машины разных классов, оперативно перенастраивая конвейер.
Недавно представленные Dacia Logan и Sandero 3-го поколения построены именно на CMF-И-LS, и это тоже обнадеживает хотя бы потому, что эти автомобили уже гораздо безопаснее. У них – полноценная прочная силовая клетка кузова, подвески на подрамниках, уже прописанная архитектура под оснащение всяческими электронными системами. Фактически, продукция Dacia и Lada после внедрения новой архитектуры поднимется до высшего уровня, характерного для моделей Renault, производимых в наши дни. Renault же уйдет в модные экологические экзерсисы – переведут большую часть модельной гаммы на электропривод, выйдет в более дорогой сегмент, сыграв на ретро-тематике.
Dacia и Lada станут, во многом, близнецами. Не исключено, что в небытие наконец уйдут древние 1,6-литровые атмосферные моторы и 4-ступенчатые «автоматы». На их место придут турбированные двигатели объемом 1,3 литра, как на «Аркане». Они будут различаться по степени форсировки. По надежности они не уступают старым, но куда экономичнее. Да и вариатор, как ни крути, лучше суетливого «автомата» DP0. Всем, кто не верит в ресурс вариаторов, скажу: меняйте масло хотя бы в полтора раза чаще, чем предписано регламентом, и узел пробегает и 200, и 300 тысяч километров.
Одно из позитивных последствий – новая Niva подтверждена официально, причем за ее дизайн теперь будут отвечать другие люди: проект, представленный Стивом Маттином, отправили на доработку. В презентации новой стратегии особо подчеркнули: Niva – знаковый автомобиль для Lada, на него делается серьезная ставка. Технически Niva будущего – все тот же Duster, с одной оговоркой: пока он еще не представлен. То есть, даже со вторым поколением Duster, которое должно быть показано буквально на днях, у новой «Нивы» не будет почти ничего общего.
Французы особо подчеркнули, что им важно сохранить все любимые народом качества «Нивы»: доступность, выносливость и экономичность. Тольяттинцам, под чутким надзором Renault, это вполне по силам.
Остается лишь один незакрытый вопрос: что будет с маркой Renault в России? Пока ясности нет: французы загнали себя в тупик, предлагая бюджетные модели под брендом, который в Европе теперь хотят сделать премиальным. Не исключаю, что через несколько лет бренд Renault уйдет из России совсем, а все усилия по завоеванию наших покупателей направят в бренд Lada. Перспектива появления в России новых, более дорогих и сложных моделей Renault мне кажется нереальной: локализовать их не смогут, импортировать будет слишком дорого, да и покупать дорогие Renault русские не готовы – во всем виноват Logan, приучивший всех, что «Рено» - это дешево и сердито. Впрочем, возможно, что для нас снова сделают исключение, и продолжат продавать у нас Dacia с бейджами Renault, на 1-2% дороже аналогичных моделей Lada.
Lada же от всей этой суеты только выигрывает: получает современную универсальную платформу и гарантированное финансирование на обновление модельного ряда. Теперь даже я верю, что в обозримом будущем все модели Lada будут нормальными, современными и, самое главное, безопасными автомобилями. Без оговорок. Уйдет в прошлое семейство Granta, которое мне лично очень даже симпатично, но нельзя отрицать, что машина безнадежно устарела. Надеюсь, что уже через несколько лет люди будут покупать новые автомобилиLada не только потому, что нет аналогов дешевле и на нормальный автомобиль не хватает. И да: я очень жду рестайлинг «Весты» - на пике формы она должна стать еще лучше.