Найти тему
РОЛЬФ

Автомобили-трофеи Великой Отечественной

Хотя слово «трофейный» означает «захваченный при победе над неприятелем», на самом деле большинство автомобилей, попавших в Советский Союз из Германии, было куплено за собственные деньги: жалованье офицера РККА позволяло это сделать. Более того, дома уже тогда существовали таможенные пошлины: за ввозимый автомобиль необходимо было заплатить полную стоимость нового советского автомобиля аналогичного класса. Потому нередки были случаи, когда машины бросали прямо на границе. Но большая часть все-таки доезжала: в Союзе автомобиль купить было очень сложно.

«По Сеньке шапка», а автомобиль – по погонам. Распределение автомобилей строго ранжировалось от звания, прямо как в модельном ряду Opel. Kadett и его люкс-модификацию Olimpia дозволялось приобретать лейтенантам. Им, кстати, очень повезло: первый массовый советский автомобиль, малолитражка «Москвич-400», была копией «Кадета», поэтому проблем с запчастями не возникало. Эти машины до сих пор несложно найти в рабочем состоянии – в отличие от Opel Kapitan, разрешенным старшим офицерам. «Капитаны», хотя и попадали в СССР даже в таксопарки, довольно быстро сошли с дистанции.

Младшим командирам также можно было «урвать» либо авто марки «дерево-клей-вода» (DKW), NSU или Adler, либо… мотоциклы и велосипеды тех же или других производителей. Если же военнослужащий замахивался на авто не по чину, ему мягко на это намекали… а автомобиль забирали для передачи старшим по званию. Рейтинг складывался не из популярных, а из заметных автомашин.

Horch 853. Если власти Третьего рейха и союзных ему государств отдавали предпочтение кабриолетам “Мерседес-Бенц”, то советская элита больше тяготела к «Хорьху». То ли он меньше ассоциировался с нацизмом, то ли просто был элегантнее, но ездили на нем и маршал Баграмян, и летчик-ас Покрышкин, и знаменитый архитектор Щусев, и даже сын Сталина Василий. В книге «Семнадцать мгновений весны» Юлиан Семенов «сажал» за руль «Хорьха» Штирлица, но в фильме разведчик передвигался уже на более подобающем полковнику СС бестселлере предвоенного немецкого рынка, популярном и среди трофеев – Mercedes 170V.

Этот четырехдверный седан с закрытым кузовом был практичнее, за что больше ценился простыми автолюбителями. Однако, несмотря на то, что выпущена модель была гигантским для тех времен тиражом в 60 000 экземпляров, и на то, что производство ее было возобновлено после войны, важной оставалась проблема наличия запчастей. Кроме хозяев «Опелей», как мы уже знаем, сорвавшим джек-пот в этом вопросе, повезло и тем, кто пригнал другой популярный на родине седан – BMW 326.

Его укороченная версия BMW 321 не только приезжала в качестве трофея, а еще и выпускалась после войны на заводе в восточногерманском Айзенау и поставлялась в Союз по репарациям. Эта машина, которую до сих пор можно увидеть на дорогах, была одним из немногих иностранных легковых автомобилей, поставляемых в СССР официально. Точнее, одним из двух – наряду с BMW, или, позднее, EMW 340 – первым автомобилем, полностью разработанным в ГДР. Но это – уже другая история.

Трофейные машины, актуальные в первые послевоенные годы, по мере восстановления отечественной промышленности становились все менее популярными. Новые советские автомобили были и современнее, и удобнее в эксплуатации. А красивые, но непрактичные «кареты прошлого» отправлялись в металлолом, работали в кино или украшали частные коллекции. Иногда такие машины выставляются на продажу – в том числе, и в салонах автомобилей с пробегом РОЛЬФ.

Наверняка до сих пор некоторые из них пылятся в старых гаражах. А вот как расконсервировать обнаруженную в дедушкином гараже «капсулу времени» – мы расскажем в следующем материале.

РОЛЬФ – это лидер российского авторитейла и автомобильный эксперт.

Понравился пост? Жмите палец вверх 👍 и подписывайтесь на наш канал. Здесь поднимают самые интересные и важные темы.

Рекомендуем прочитать:

Авто
5,66 млн интересуются