Церковь Девяти Мучеников Кизических (Большой Девятинский пер. 15, стр. 1)
Святые Девять мучеников Кизических пострадали за христианскую веру в конце III века от Рождества Христова в малоазийском городе Кизик на берегу Дарданелльского пролива.
В конце III века население города Кизика было преимущественно языческим, и в него из разных городов пришли девять христиан Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артем, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон, которые начали в нём свою проповедь. Они были арестованы, приведены на суд и подвергнуты различным пыткам с целью получить от них отказ от Христа и уговорить принести жертвы языческим богам. Видя упорство мучеников, их обезглавили. Тела святых были выкуплены благочестивым жителем города и погребены за городом.
По народным поверьям, кизические мученики оказывают помощь при телесных болезнях и эпидемиях.
Церковь Девяти мучеников на Пресне, давшая название местного Девятинского переулка, интересна тем, что была основана последним русским патриархом петровского времени, Адрианом, который получил исцеление от паралича, связав это с чудесной помощью Кизических мучеников, мощи которых незадолго до этого были присланы ему с Востока.
Красавица-церковь во имя Девяти мучеников Кизических появилась здесь уже в 1698 году и строилась патриаршими служителями по личному указу Петра I, очень уважавшего патриарха Адриана. Деревянная петровская церковь сгорела при Анне Иоанновне и была выстроена каменной в 1735 году, в общих чертах обретя свой современный вид.
После революции замечательная Девятинская церковь была закрыта и ограблена.
5 апреля 1922 года «в период ограбления храмов под предлогом изъятия ценностей в пользу голодающих» из храма изъяли 9 пудов 25 фунтов 48 золотников золотых и серебряных изделий.
В 1929 году храм был закрыт. Его передали Городской женской тюрьме, располагавшейся по соседству. Затем его передали ОГПУ, и он использовался для приведения в исполнение приговоров к расстрелу, из-за чего церковь получила в народе название «расстрельный храм».
В 1970-х годах храм занимало учреждение «Гипробытпром». В 1976—1979 годах была выполнена реставрация храма, на его купол был возвращён крест.
Передача храма Русской православной церкви состоялась в 1992 году. В ходе реставрационных работ были открыты сохранившиеся росписи середины XIX века.
Во время октябрьских событий 1993 года храм оказался под обстрелом, так как расположен недалеко от Белого Дома и мэрии, и получил многочисленные повреждения. Надпись: «Я убил пять человек и очень этому рад», сделанная рукой снайпера, пробравшегося на колокольню, навсегда погребена под слоем штукатурки, но церковная колокольня до сих пор хранит отметины пуль, которые предназначались прятавшемуся там профессиональному убийце. (https://kraeved1147.ru/9-martyrs-cyzicus/)
Ранее московский храм назывался «Храм Девяти Мучеников Кизических на Патриаршей слободе, что на кочерыжках» или «что за Синодальным житным двором на Кочерыжках».
Странное и смешное название, причем тут кочерыжки?
Оказывается, на Пресне находилась патриаршая слобода, где разводили дорогие породы рыб, хранили хлеб и вели огромное огородное хозяйство – отсюда явилось старомосковское прозвание Девятинской церкви – «что на Кочерыжке». (https://pravoslavie.ru/129.html)
Рядом с храмом уютненько так расположился особнячок. Многие (и я в их числе) решат, что это старинная усадьба. Тут тебе и портик и равномерный шаг окон и ограда на каменных столбах и львы при входе. В общем все как надо.
На самом деле, это новодел. Здесь раньше был небольшой трёхэтажный дом при церкви. На его месте Глазунов в 1990-х годах построил себе обнесенный стеной особняк. Первоначально здесь планировалось разместить его музей. Так то вот, но как все обустроили…шельмецы!