Найти в Дзене

Александр Казаков: трагическая судьба лучшего русского аса

Приветствую вас друзья! Русский летчик-ас времен первой мировой войны не только использовал воздушный таран в качестве оружия, но и был первым, кто остался при этом живым. Однако дальнейшая его судьба сложилась весьма сложным образом и в итоге привела к трагическому финалу.

Александр Александрович Казаков (1889-1919)
Александр Александрович Казаков (1889-1919)

Родился будущий летчик в 1889 году в Херсонской губернии в семье потомственных дворян. Военная карьера маленького Саши началась ещё в детстве, когда родители отдали его учиться в Воронежский кадетский корпус, который он окончил в 1906 году. Затем были два года в Елисаветградском кавалерийском училище, по окончании которого, был выпущен корнетом в 12-й уланский Белгородский полк.

Начало прошлого века ознаменовалось бурным развитием авиации. Многие молодые люди мечтали стать пилотами и Казаков не стал исключением. В январе 1914 года, уже в чине поручика, он поступает в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы, которую заканчивает в ноябре 1914года получив диплом военного летчика.

В декабре Казаков уже на фронте в составе 4 - го корпусного авиаотряда. Первый боевой вылет едва не стал последним - неожиданно в воздухе загорелся мотор его "Морана", однако пилот хоть и с трудом но смог посадить аварийный аэроплан.

Последующие полеты проходили гораздо успешнее. В основном это были воздушные разведки и иногда бомбардировки тыловых объектов. Учитывая что "Моран - Ж" был небольшим самолетом и мог брать только несколько мелких бомб, надо полагать, что данные бомбардировки имели скорее моральное значение.

В самом начале войны на самолетах не было бортового оружия, и пилоты пытались решить эту проблему по разному: на случай встречи с врагом в небе брали в полет револьверы и карабины, но были и более оригинальные идеи. Так, например, наш знаменитый летчик П.Н. Нестеров на хвосте своего самолета закрепил пилу, которой предполагал вспарывать оболочки неприятельских аэростатов. Была у него идея и привязать гирю на тросе, ударом которой можно было бы уничтожать вражеские самолеты.

Было свое изобретение и у Казакова. Он предложил установить якорь- кошку с закрепленной на нем пироксилиновой шашкой с капсюлем-детонатором. По задумке автора якорь на тросе должен был выпускаться за самолетом, подцеплять неприятельский аэроплан, затем от натяжения троса срабатывал детонатор и следовал взрыв заряда взрывчатки. Вскоре предоставилась и возможность опробовать новое "оружие" в деле.

Так изобразил таран Казакова современный художник. Изображение взято в открытом доступе.
Так изобразил таран Казакова современный художник. Изображение взято в открытом доступе.

18 марта 1915 года заметив в воздухе германский аэроплан, проводивший разведку в районе с. Гузов, Казаков взлетел на перехват. Немцы попытались предотвратить взлет, сбросив несколько бомб на аэродром, но тщетно. "Моран" под управлением русского летчика настиг врага на отходе. Попытка зацепить немецкий самолет якорем не удалась и тогда Казаков принял решение повторить прием Нестерова - таранить врага. Он ударил германский "Альбатрос" колесами своего аппарата по верхнему крылу, после чего немец камнем полетел вниз, разваливаясь в воздухе. Сам Казаков приземлился, хотя и не слишком мягко: из-за подломившихся от удара стоек шасси его "Моран" перевернулся. К счастью, обошлось без серьезных травм. За свой подвиг отважный офицер был награжден золотым Георгиевским оружием.

В августе того же года, уже в чине штабс-ротмистра, А.А. Казаков возглавил 19-й корпусной авиаотряд. Свой новый самолет Ньюпор-10 он оснастил пулеметом. Поскольку в России был острый дефицит синхронизаторов, оружие установили под углом вверх, чтобы вести огонь вне плоскости отметаемой пропеллером. Таким образом, атаковать врага можно было только снизу со стороны хвоста, но это уже было всяко лучше якоря или гири на тросе.

Изначально Ньюпор - 10 был двухместным самолетом-разведчиком. Но Казаков переделал его в одноместный истребитель и вооружил пулеметом Максим. Отдельно нарисован накладной двуглавый орел - он устанавливался спереди на капоте двигателя. Изображение взято в открытом доступе.
Изначально Ньюпор - 10 был двухместным самолетом-разведчиком. Но Казаков переделал его в одноместный истребитель и вооружил пулеметом Максим. Отдельно нарисован накладной двуглавый орел - он устанавливался спереди на капоте двигателя. Изображение взято в открытом доступе.

Недостаток своего вооружения русский пилот компенсировал мастерством маневрирования. Во время наступления Юго-Западного фронта (Брусиловский прорыв) летом 1916 года Казаков в течение июня месяца сбил 3 немецких аэроплана. 29 июля в групповом воздушном бою у Двинска довел счет своих побед до пяти, чем заслужил звание аса.

Несмотря на усилия русского командования, создать численный перевес над немецкой авиацией не представлялось возможным из-за недостатка истребителей. Действия малочисленных истребительных авиаотрядов, равномерно распределённых по армиям, не могут сковать действия авиации противника и обеспечить нормальную работу своей разведывательной и бомбардировочной авиации. В августе 1916 года три авиационных отряда (2-й, 4-й и 19-й) были реорганизованы в 1-ю Боевую авиационную группу.

Изображение взято в Яндекс Картинки.
Изображение взято в Яндекс Картинки.

Уже за первый месяц своего существования новое соединение записало на свой счет 2 сбитых и 8 поврежденных вражеских аэропланов, потеряв при этом одну машину. К концу года счет вырос до 8 сбитых и 14 поврежденных машин противника. Казаков активно участвовал практически во всех этих боях, но засчитать победу кому-либо одному не представлялось возможным. сам Александр Александрович за личной славой не гнался, как правило уступая товарищам, с которыми вместе сражался. Свою первую официально подтвержденную победу он одержал 21 декабря, когда атаковал два австрийских легких бомбардировщика "Бранденбург С.1", один из которых сбил и взял в плен неприятельского летнаба.

В конце января 1917 года 1-я боевая авиагруппа была переброшена на Румынский фронт однако внятных задач ей поставлено не было и через три месяца она вернулась на Юго-Западный. В период пребывания на Румынском фронте на Казакова сначала было возложено исполнение обязанностей командира группы а в марте он был утвержден в этой должности окончательно. В апреле соединение получив новые одноместные машины Ньюпор-17 приступило к боевой работе.

Истребитель  Ньюпор -17 на котором А.А. Казаков воевал апреля по ноябрь 1917 года (М. Хайрулин, Б. Степанов «Краски русской авиации 1909–1922, книга II», Москва, 2014)
Истребитель Ньюпор -17 на котором А.А. Казаков воевал апреля по ноябрь 1917 года (М. Хайрулин, Б. Степанов «Краски русской авиации 1909–1922, книга II», Москва, 2014)

Казаков разработал временную инструкцию боевой работы авиагруппы, которая была в большей степени основана на его опыте. Также им была создана особая инструкция по организации наблюдения за полётами неприятельской авиации, путем создания наблюдательных аванпостов, причём все сведения о времени и направлении движения вражеских самолётов фиксировались в специальном журнале, после чего сразу же сообщались в штаб группы.

Данные меры способствовали более оперативному принятию решений, причём этот опыт начал распространяться и на другие истребительные соединения. Сам Казаков не только руководил, но и по-прежнему участвовал в боевых вылетах. И продолжал одерживать победы. Примечателен бой который он провел 27 июня действуя со своим напарником - летчиком Леманом, Казаков вступил в бой с тремя немцами восточнее Подгаен. Александр повредил первую вражескую машину, и она со снижением ушла на запад. После этого Казаков бросился на второго противника, "...который после короткого боя тоже стал быстро снижаться. Над лесом у Ставеучан он был на высоте 200 - 300 метров. По-видимому, неприятельский наблюдатель был убит или тяжело ранен, так как он не стрелял, и, как я заметил, пулемёт был наклонённым из самолёта. Пилот управлял самолётом крайне неуверенно, тоже, по-видимому, сильно подбитым, или будучи сильно ранен. Благодаря чему я их больше не обстреливал, и, видя, что неприятельский самолёт пытается перейти линию окопов севернее Ставетына у фольварка Краснолесье, я его атаковал ещё раз над линией передовых окопов на высоте 200 метров, но благодаря порче пулемёта стрельбу прекратил и повернул назад. Неприятельский самолёт снижался, но его падения или посадки не видел. Предполагаю, что это произошло сейчас же за линией окопов".

Заправив машины и пополнив боезапас, Казаков и Леман через 2 часа снова поднялись в воздух и атаковали ещё троих немцев. Один из противников сразу же вышел из боя, зато поединок с другим закончился для Казакова ранением в руку аж четырьмя пулями. Александр вышел из боя, но его напарник Леман благополучно завершил схватку и сбил одного из противников.

После было двухнедельное лечение в госпитале, затем снова на фронт. Снова напряженная боевая работа, И снова победы. Свою последнюю победу в мировой войне летчик одержал 11 сентября 1917 года сбив австрийский двухместный аэроплан.

Всего за три года мировой войны А.А. Казаков сбил лично 17 и в групповых боях ещё 15 неприятельских самолётов. В сентябре 1917 года он был произведен в подполковники.

К осени 1917 года революционная действительность докатилась и до 1-й авиагруппы, дисциплина и порядок в которой во многом держалась на авторитете её командира. Обслуживающий персонал всё больше поддавался пораженческим настроениям и всё чаше конфликтовал с офицерами. Дело шло к развалу, были попытки "национализировать" материальную часть, особенно со стороны украинцев. Обидно, ведь пилоты были на пике формы и только-только начали получать новые истребители - легендарные СПАД-7

Истребитель SPAD - VII подполковника Казакова. Осень 1917 г
Истребитель SPAD - VII подполковника Казакова. Осень 1917 г

Последней каплей развала послужили изданные после Октябрьской революции новым правительством приказы об отмене воинских званий и выборности командования.

24 декабря 1917 года состоялись выборы, по результатам которых новым командиром авиагруппы стал начинающий большевик - лётчик 4-го корпусного отряда старший унтер-офицер И. У. Павлов. Однако, авторитет Казакова был по-прежнему достаточно высок, и 30 декабря его избрали командиром 19-го авиаотряда (которым он командовал ранее - в 1916 году). Все это плохо отразилось на здоровье Казакова. Взяв отпуск, он уехал сначала в Киев, а затем в Петроград. Здесь Александр Казаков попытался сотрудничать с Советской властью.

По инициативе Л. Троцкого приказом № 19 от 27 июня 1918 года по Главному управлению Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота была создана комиссия для выработки штатов, табелей и положения о службе истребителей и истребительных авиагрупп. Казакова включили в состав этой комиссии, и какое-то время опытный лётчик плодотворно в ней работал. Но затем пришли чекисты и объявили всё это"гнездом контрреволюции" и разогнали. Казаков после этого твердо уверовал, что большевики губят Россию и ему с ними не по пути, перестал ходить на работу. Вскоре ему пришла повестка с предложением сообщить о своём местонахождении. В противном случае его обещали объявить "врагом революции". Чувствуя, что оставаться в Петрограде опасно, летчик решил покинуть город. Кроме того, на решение ухать из столицы повлиял его боевой товарищ капитан С.К. Модрах - бывший командир 2-й боевой авиагруппы, который уговорил Казакова ехать на Север, где британские интервенты формировали Славяно-Британский авиакорпус, который якобы планировалось перебросить в Европу для продолжения войны с Германией. В июне оба офицера тайно выехали в Мурманск.

Однако вместо германского фронта соединение было прибыло на Двинский участок белого Шенкурского фронта и сразу же приняло участие в боевых действиях. Казаков получил звание капитана британской армии и принял под командование 1-й Славяно-Британский авиационный отряд. Отряд базировался на станции Обозерская к югу от Архангельска. Состав был смешанным - были и русские и англичане. И снова были бои, потери боевых товарищей. Во время одного из вылетов Казаков получил пулевое ранение в грудь, но остался жив и сумел посадить машину.

Но в целом ситуация развивалась для белых неблагоприятно, и перспективы у них были весьма невеселые. Видя это союзники решили эвакуировать свои войска с русского севера. В конце июля 1919 года они развернули последнее наступление на позиции Красной армии, чтобы прикрыть будущую эвакуацию. В этих боях Казаков на бреющем полёте расстреливал окопы противника из пулемётов, вызывая восхищение своих английских коллег. Однако в той ситуации мужество отдельных лётчиков уже ничего не решало. Союзники, по своему обыкновению, прежде всего пеклись о своих интересах.

Видя гибель своих товарищей, бесполезность дальнейшей братоубийственной борьбы, бегство и шкурничество "союзников", Казаков впал в глубокую депрессию. Возможно также, что Александр осознал во что он ввязался, поддавшись на уговоры интервентов. И это ещё больше усугубляло его душевное состояние. Он отверг предложение англичан уйти с ними и продолжить службу в британских ВВС, хотя к тому времени ему присвоили звание майора. Также он отверг и предложение возглавить Двинский авиадивизион. Но такое состояние долго длится не могло

Александр Казаков в форме офицера Королевских ВВС.
Александр Казаков в форме офицера Королевских ВВС.

Развязка наступила 1 августа 1919 года. В этот день Казаков взлетел на истребителе Сопвич "Снайп", чтобы проводить пароход, на котором уплывал его друг Сергей Модрах, который получил назначение в авиации войск адмирала Колчака. Сделав прощальный круг, самолет уже возвращался на аэродром, как вдруг над самым летным полем свалился в пике и камнем рухнул на землю. Скорее всего, и это подтверждали те кто знал летчика в его последние месяцы жизни, это не была потеря управления - Казаков сам направил свой самолет к земле, чтобы уйти вместе с тем миром, который не так давно также обрушился у него на глазах.

Истребитель Сопвич "Снайп" - последний самолет русского аса. Внизу - обломки  истребителя Сопвич "Снайп" на котором погиб А.А. Казаковнайп" на котором погиб А.А. Казаков.
Истребитель Сопвич "Снайп" - последний самолет русского аса. Внизу - обломки истребителя Сопвич "Снайп" на котором погиб А.А. Казаковнайп" на котором погиб А.А. Казаков.

Так закончилась жизнь выдающегося русского летчика, аса-истребителя Александра Александровича Казакова.

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!