Найти тему
Дальние горы

Таёжное Приморье. Село Черемшаны - олово, брусника и водопад.

Не то, чтобы село глухое, но расположено оно в тупике второстепенной дороги, транзитом через него практически не ездят. От Дальнегорска - 28 км по грунтовой дороге. Черемшаны, также известное как Синанча - самый маленький населённый пункт Дальнегорского района - всего 73 человека.

На главной улице села.
На главной улице села.

Но в нулевых там было прописано всего лишь 8 человек! Небывалый рост, в 9 раз! Для отдалённого села, приравненного к районам Крайнего Севера это удивительный показатель. Но, думаю, дело здесь в том, что жители, ранее бывшие дачниками, просто сделали себе прописку в Черемшанах. Но и вполне возможно, что кто-то приехал сюда жить, обзавёлся огородом, домашней скотиной, пасекой. А почему бы и нет? До Дальнегорска вполне хорошая дорога и всего 28 км. Есть электроэнергия. Чистая горная речка, густые леса вокруг. В огороде всё растёт. Тихо, спокойно, чистый воздух.

Боковая улочка.
Боковая улочка.

Село по форме напоминает Дальнегорск в миниатюре. Очень длинное для 70 жителей - аж семь километров по долине горной речки, ширина которой 300 - 400 м (долины).

Триумфальная арка на въезде.
Триумфальная арка на въезде.

Село начинается за двумя огромными тополями Максимовича, словно за въездными воротами, созданными самой природой.

Главная улица Черемшан.
Главная улица Черемшан.

Главная улица - местами грунтовка, местами асфальтированное узкое шоссе без разметки. Вдоль неё расположены магазин, администрация, клуб-библиотека, подстанция ЛЭП.

"Белый Дом" - что-то вроде администрации.
"Белый Дом" - что-то вроде администрации.

Село возникло на базе оловянного месторождения. В 1930-е годы почти всё дальневосточное олово производилось здесь. За годы работы рудника было произведено более двух тысяч тонн олова и почти тысячу тонн оловянного концентрата. Потом рудник закрылся, жителей расселили в Дальнегорск и Краснореченск, остались только дачники и пенсионеры.

Конечная остановка автобуса.
Конечная остановка автобуса.
Расписание местного автобуса.
Расписание местного автобуса.

Дальнегорцы сюда приезжают за брусникой. Рядом с селом проходит Главный водораздел Сихотэ-Алиня с вершинами выше границы леса, на которых встречаются горные тундры с брусничниками. Знаменитая сопка СБС, название которой переводится как Самая Большая Сопка, в былые годы давала богатейшие урожаи брусники. В 1990-е всё там повытоптали, да и рвут её ещё незрелую, белобокую, так что советовать всем туда ездить за только лишь брусникой было бы неправильно.

Сезон Момидзи в Черемшанах.
Сезон Момидзи в Черемшанах.

Но можно просто побывать там в сезон Момидзи. В Приморье осень больше не золотая, а, скорее, золото-медная. Из-за ярко-красных клёнов. Особенно здорово всё это смотрится на берегу горной речки.

Река Черёмуховая (Синанча).
Река Черёмуховая (Синанча).

Вода здесь настолько прозрачная, что в глубоких ямах за порогами приобретает голубоватый оттенок. А ямы здесь знатные. Очень интересно понырять в такой чистой воде, когда над головой мельтешат и искрятся пузырьки от бурунов и порогов.

Речные глубины.
Речные глубины.

А ниже по течению, уже за селом, расположен один из самых известных водопадов Дальнегорска - Синанчинский. Он не высок, но относительно полноводен. Летом и осенью сюда частенько приезжают помедитировать, или пожрать водку с шашлыками - кому как... Я вот приехал понырять, поснимать на подводную камеру пеструшку и форель. Вообще, оказалось, что наслаждаться водопадом можно не только на поверхности, но и под водой.

Синанчинский водопад.
Синанчинский водопад.

Забавно наблюдать, как рыба водит хороводы вокруг пенной струи, как стайку болтает резкими течениями, как маленькие форельки удивлённо заглядывают мне в маску, словно вопрошая - а ты-то зачем сюда залез?!

Яма за водопадом.
Яма за водопадом.

В-общем, не столько впечатляет сам водопад, сколько его оправа из сопок, тайги и рыжих скал. Бывать здесь - одно удовольствие. Эту воду пьёшь, словно дышишь, а дышишь таёжным воздухом, словно пьёшь настой из ароматных трав. Шум воды сливается с шелестом листьев, как 100 и 1000 лет назад, и, дай бог, всё здесь так и останется ещё на долгие века вперёд.