Здравствуй, читатель!
Поговорим сегодня о временах не столь отдалённых. Ведь в масштабах Вселенной 40 лет - практически мгновение. А примерно 40 лет назад, чуть меньше, в марте 1984 года, по Советскому союзу прокатилась волна гонений на клубы любителей фантастики. В результате...
А что - в результате? Вместо того, чтобы взять под крыло партии и направить в верном направлении, разогнали клубы по квартирам, но ведь жажду фантастики у читателей не уничтожили. А через несколько лет, на волне перестройки, гласности и свободы слова, про запрет этот благополучно забыли и из чуть притухшей искры движение любителей фантастики снова возродилось, разгорелось и из него вышли очень много хороших авторов.
Вот и предлагаю сегодня вспомнить немного истории и несколько фамилий тех, кого упоминали в докладных записках КГБ как идейно-незрелых и идеологически невыдержанных.
- Причиной для написания этой статьи стал пост в блоге Натальи Точильниковой. Я недавно делал обзор её книги "Иные" (очень оригинальная социально-фантастическая версия нашего будущего) и подписался на её страницу в АТ. А вчера она опубликовала в блоге "Письмо начальника Управления КГБ СССР по Пермской области Н.И.Щербинина в Пермский обком КПСС «О некоторых негативных процессах в среде любителей научной фантастики». Под синей ссылкой - переход на пост, где письмо можно прочитать полностью, я же расскажу об авторах, которые в письме упомянуты.
В письме отдельно названы четыре "идейно-незрелых" автора. О самом именитом из них, который пишет до сих пор, расскажу в конце. А с начала - не очень известные фамилии пермяков-фантастов, которые в числе прочих и стали причиной того, что в 1984 году отдел пропаганды ЦК КПСС очень жёстко раскритиковал деятельность КЛФ (клубов любителей фантастики) по всей стране. И КГБ получило команду усилить бдительность, что и повлекло "перегибы на местах". В Перми после письма начальника УКГБ клуб "Рифей" был расформирован и фактически ушёл в подполье.
Владимир Пирожников - один из отцов советского киберпанка
Да, ведь недаром говорят, что мысли и идеи не принадлежат кому-то конкретно, а просто носятся в ноосфере вокруг нас. В 1984 году в Америке был опубликован роман Уильяма Гибсона, которому не только было суждено получить премии Хьюго, Небьюла и ещё несколько менее известных, но и стать поистине культовым. Речь, конечно, о "Нейроманте".
Но практически одновременно с Гибсоном эту идею подхватил Владимир Пирожников - пермский журналист, корреспондент областных газет. Подхватил, обработал и в конце 1982 года предъявил читателям результат - повесть "На пажитях небесных". Причём повесть опубликовали почти одновременно в пермском номере журнала "Молодая гвардия" и общесоюзном "Знание-сила!". Не иначе - в результате халатного попустительства редакторов и контролирующих органов.
Чем ещё можно обосновать публикацию повести с абсолютно прозападным стилем рассказа: с погонями, диверсиями, хакерами-брейкерами на биостанции в астероидном поясе, детективной линией и, при этом, полным отсутствием упоминания партийной линии? Причём, кроме хлёсткого экшна, в повести много действительно научно-фантастических моментов и идей, концепций выживания, развития и космической экспансии.
Повесть ходила по рукам в буквальном смысле слова, её разбирали на собраниях КЛФ - и это стало причиной пристального внимания к ней со стороны в том числе КГБ. Пирожников к фантастике вернулся только в 2006 году - фантастической повестью "Каинов комплекс", в которой раскрыл психологию киборгизации с точки зрения её необходимости.
Вячеслав Запольских и Михаил Шаламов
Эти два автора так и оставили свои следы в фантастике только 80-90-х годов. Впрочем, серьёзной причастности к этому со стороны контролирующих органов не обнаружено. И Запольский, и Шаламов начали писать рассказы в начале 80-х. Михаил Шаламов за свой дебютный и очень небольшой рассказ "Дорога на Кильдым" получил премию на престижном в те времена конкурсе НФ-рассказов социалистических стран. Очень эмоциональная история, жизненная. Вот только пара моментов в ней запросто могла обратить милость редакторов и жюри в гнев со стороны людей с партбилетами и в погонах.
Чем провинился Вячеслав Запольских, установить не удалось - премий он не получал, всего несколько рассказов опубликовал в начале 80-х в областных газетах. Работал по специальности и по образованию - корреспондентом. Скорее всего, причиной пристального внимания стала его издательская деятельность - он стал основателем неформальной газеты "Туманность Андромеды", где печатал рассказы начинающих авторов. А печатать в те времена можно было только в государственных типографиях (что, конечно, ему было непозволительно) или нелегально, тайком, на множительной технике крупных заводов.
Впоследствии эти два автора объединили усилия и написали два тома романа "Легенда о Белой обезьяне", который так и не вышел в печать.
Евгений Филенко и его "Прикосновение"
Этой повести руководитель УКГБ уделил особое внимание. Идейная неполноценность и то, что повесть в перепечатанном виде, словно вражеская листовка, ходит по рукам у читателей, возмутили чекиста.
Вместе с тем, повесть "Прикосновение" написал не начинающий автор. У Филенко уже были публикации. Начал писать он ещё в середине 60-х, продолжая развивать идеи братьев Стругацких, а в первые годы 80-х печатался в пермских газетах и журналах, был одним из руководителей клуба. Отрывок из повести был опубликован в одной из местных газет, но полностью напечатать её так и не удалось.
Но из указанных в обзоре пермских фантастов (а их была целая волна, не только эти четверо) Евгений Филенко единственный стал по-настоящему профессиональным писателем. Активно начав писать примерно с середины 80-х, он известен целым рядом произведений и награждался множеством фантастических премий. Главная, пожалуй, его работа - цикл романов "Мир Галактического консула". Последняя книга в цикле, "Очень странные миры", получила премию "АБС" в 2020 году. Впрочем, эту награду можно было бы дать и просто - за верность жанру, в честь 40-летия активного творчества!
- На этом всё. Под ссылками есть много интересного. Читали этих авторов? Какое мнение о "прессе" на фантастику, который приключился в 80-х? Кого ещё вспомните из той волны? Приглашаю в комментарии здесь или в группе ВК "ПроЧтение".