Найти тему
Катарсис

Прививаем любовь к чтению с раннего детства

Приветствую вас, уважаемые читатели!

В этой статье я хочу поговорить о любви к книгам и о зарождении этой любви в сердцах маленьких детей.

Современный мир предоставляет очень много самых разнообразных способов получения информации. Бумажные книги постепенно выходят из моды. И последнее для меня очень грустно. Я человек во многом придерживающийся традиционных идеалов и ценностей. Это касается и чтения. Для меня лучше и полезнее посидеть за хорошей книгой, чем за экраном телевизора (хотя я не говорю, что телевизор плох, тут важно, что именно смотреть). Для меня бумажная книга приятнее, чем электронная. Пальцами чувствовать листы бумаги, слышать, как страницы переворачиваются, открывая перед нами невероятный мир фантазии автора - это восхитительно. В этом есть настоящая эстетика.

Любовь к чтению появилась во мне лет в 10-11. Началась эта любовь с книг Кира Булычева. Я очень рада, когда тогда взяла в руки книгу о приключениях Алисы Селезнёвой. Именно с этого началось мое (осознанное и добровольное) увлекательное и до сих пор продолжающееся путешествие по миру литературы.

Но ведь не все дети сами по себе начинают читать и любить книги. Я считаю, что очень важно и нужно с самых ранних лет прививать ребенку интерес и любовь к чтению. При этом ни в коем случае нельзя заставлять ребенка читать - он должен сам этого захотеть, иначе для него книги превратятся не в верных друзей, а в ненавистных врагов. Каким же образом прививать эту любовь к чтению?

Мне очень нравится, что пишет по этому поводу Анна Сапрыкина, чью книгу под названием "Материнские заметки" я недавно приобрела. Автор книги - педагог и многодетная мать. В своей книге она делится опытом о том, как они с мужем воспитывают своих детей в рамках христианских ценностей, делится своими мыслями по поводу образования детей.

По поводу книг Сапрыкина пишет, что дети должны видеть своих родителей читающими, потому что лучший вариант обучения детей чему-либо - это посредством собственного примера. И я с этим абсолютно согласна.

Также автор пишет, что чтение должно восприниматься ребенком, как что-то приятное и интересное, а не как наказание. Именно поэтому невероятно важно не заставлять ребенка брать книгу в руки. Надо лишь заинтересовать его, показывать и рассказывать ему - насколько это удивительный мир - мир, живущий на страницах книги.

Я помню, как я, радостная, бежала из школы домой, чтобы скорее взяться за чтение очередной истории, взятой мною из библиотеки. Моя мама тогда работала в библиотеке, поэтому мне позволялось брать оттуда много книг на дом, в то время как для других читателей количество взятых за раз книг было довольно ограничено. Я любила бродить между полками и рассматривать, и долго-долго выбирать себе книги. Какое же это было для меня удовольствие! Я думаю, это прекрасно - когда для ребенка книга является желанным и чудесным подарком.

Книги бывают разные. Мир литературы я для себя открыла с жанра фэнтези. К классической литературе я пришла уже обучаясь в университете. Примерно в то же время я стала читать книги по интересующим меня научным (гуманитарным) темам. Этим я хочу сказать, что человек растет - и его предпочтения и запросы тоже растут. Начинается все со сказки, затем с возрастом идёт переход в более серьезную литературу. Но чтобы этот переход случился, необходимо поддерживать в ребенке интерес к чтению.

Очень хорошо читать малышу вслух, затем, когда он становится старше, читать вместе с ним. Рассуждать, комментировать. Это не просто полезно, но ещё и невероятно интересно. Про свой собственный опыт я могу сказать, что, когда я читаю сыну и мы вместе рассматриваем книги, или когда мы занимаемся чем-то другим познавательным и развивающим, у меня складывается счастливое ощущение, будто я заново вместе со своим сыном познаю этот мир.

Красивое яркое оформление помогает маленькому ребенку полюбить книги
Красивое яркое оформление помогает маленькому ребенку полюбить книги

Я придерживаюсь позиции, что человек мыслит и развивается до тех пор, пока он читает. Книги стимулируют работу мозга, заставляют критически мыслить. Для меня в подростковом возрасте было сродни катастрофе, когда из-за моего плохого зрения окулист строго велел мне сильно ограничить чтение до тех пор, пока мне не сделали операцию на глаза. Я упрашивала маму читать мне - это где-то в 12 лет! После операции на глаза я слава Богу с удовольствием стала читать столько, сколько хочу.

Хочу ненадолго вернуться к книге Анны Сапрыкиной. Она пишет, что очень хорошая традиция - читать детям на ночь перед сном. К сожалению, раньше я этого не делала. Мы с сыном лишь периодически открывали книги днём. А сейчас я стала внедрять традицию чтения на ночь в нашу семью. И меня очень радует, что это работает. Сын с удовольствием слушает, рассматривает картинки, задает вопросы. Порой даже засыпает под мой голос, читающий очередное стихотворение или сказку. Самое главное - ребенок привыкает к чтению, ему это начинает искренне нравиться. Дети вырастают, сказки на ночь прекращаются, а вот любовь к чтению остаётся.

Как сказано выше, важно заинтересовать ребенка, чтобы он захотел открыть книгу. Мой сын, к примеру, любит динозавров. И я стараюсь поддерживать этот его интерес.

Ниже представлена книга, которую я недавно приобрела в "Рич фэмили". Там, кстати, эта книга стоит ~550 рублей, а в каком-то другом детском магазине я видела ее рублей за ~700. Эта книга одновременно и познавательна (в ней информация о разных видах динозавров), и интересна для ребенка (голоса динозавров при нажатии кнопок, яркие картинки).

Покупая сыну книги, я стараюсь выбирать качественные по содержанию. Любая история, рассказанная маленькому ребенку, в первую очередь должна быть доброй и светлой. По этой причине я не буду покупать книги со сказками братьев Гримм, уж больно жестоки в них некоторые эпизоды. Хорошо, когда сказки содержат положительный моральный посыл.

Завершая свою статью, хочу сказать, что книги - это не просто развлечение или хобби, книги - это способ познания этого мира, способ диалога с предшествующими поколениями, а также один из способов воспитания в ребенке хорошего и доброго.