Найти в Дзене

Змеиногорская «чугунка» – это первая в мире надземная магистраль

Сегодня мы вновь отправимся на Алтай, где продолжим рассказ о первой железной дороге. Теперь нашей целью будет город Змеиногорск.

Далее большая галерея. Листайте фото.

Это небольшой город в горной Колывани на юго-западе Алтайского края, основанный в 1736 году. Имя произошло от названия горы Змеиной, где в 1723 году были открыты одни из самых богатых месторождений полиметаллической руды. А именно серебра. Рудник начали разрабатывать через пятнадцать лет после его открытия. Разработки велись более ста пятидесяти лет. Причем ближе к двадцатому веку открыли и месторождение золота. Основные разработки велись с 1905 года по 1921.

Первые месторождения медных руд были открыты рудоискателями Коростылевыми, а присутствующих на месторождении приказчик Акинфия Демидова определил в них большое количество серебра.

Открытие было не уникальным, поскольку на горе существовали древнейшие копи, где и добывали руду еще медного века.

Именно Демидовы на Колывано – Воскресенском заводе начали тайно выплавлять из руды серебро пока не пострадали из-за доносов недоброжелателей. 12 мая 1747 года рудники по величайшему указу императрицы были конфискованы и на нем стали добывать до семидесяти тонн в год. Причем за время эксплуатации было выплавлено более шестиста тонн серебра и двести восемьдесят тонн золота.

Далее еще одна галерея. Листайте фото.

Нужно было как-то соединить Змеиногорский рудник и Корбалихинский сереброплавильного завод, чтобы доставлять большое количество руды. И в 1809 году горный мастер Петр Фролов решил модернизировать детище своего отца и вместо деревянных слег на Томском и Змеиногорском заводах начал отливать чугунные рельсы полутораметровой длины. Впрочем, основные были длиной около ста восьмидесяти сантиметров.

Рельсы соединяли деревянные поперечинами и вбивали четыре гвоздя для крепления с земляным полотном. Расстояние между рельсами было около 1097 сантиметров, что было оптимальным для горнорудных вагонеток.

Поезд был на конной тяги, причем вместе так называемых «стрелочных» переходов тоже стояла лошадь и двигала специальный поворотный круг.

Длина пути была около двух километров и состояла не только из ровного настила, но и моста и нескольких виадуков. С запряженной лошадью тележка делала оборот за полтора часа, и инженер создал небольшое расписание так называемых «поездов». Дорога проработала двадцать пять лет.

На тот период времени Российская империя была передовой благодаря таким инженерам, как Кузьма и Петр Фроловы.

Был рад, что Вы побывали на экскурсии в Змеиногорске и очередном занятии по Общему Курсу Железных дорог и увидели то место, где появилась первая железная дорога в мире. Буду рад, если в комментариях добавите недостающую информацию по данной теме, которой располагаете Вы.

Ставьте лайки и подписывайтесь.