Достижение стратегической цели включает четыре аспекта, первые два из которых – суть стратегического мышления: (1) постановка цели, (2) способность отделить важное от второстепенного, (3) готовность отказаться от второстепенного и (4) согласие жить с последствиями этого отказа достаточно долго.
В первой части статьи рассмотрены важнейшие аспекты стратегического целеполагания. В этом материале предлагаю поработать с определением важного и вторичного.
-------
Даже когда цель четко определена, не всегда понятно, что стоит делать, а что – нет. Нужно ли студенту, работающему стажёром по специальности, летом, когда нет учёбы, устраиваться ещё куда-то ради денег? Стратегически – нет. Если ситуация не совсем бедственная, то лучше потратить это время на дополнительное образование или увеличение часов работы стажером для получения стратегически важного опыта. Или... на отдых после тяжелого учебно-рабочего года, чтобы не подорвать здоровье.
Нужно ли во время учебы стремиться к отличным оценкам? Стратегически – только по профильным предметам и не тратить много сил и времени на второстепенное знание, да и профильные предметы важны не отличной оценкой, а собственно навыками. Нужно ли тратить время на приготовление еды? Нет, выгоднее обедать в столовой, экономя время и силы.
В большинстве случаев отделить зерна от плевел можно с помощью трёх вопросов:
- Как конкретно мне это помогает достичь цель?
- Могу ли я сделать что-то вместо этого, чтобы достичь цель быстрее? Насколько существенна разница?
- Что конкретно изменится в моей жизни, если я от этого откажусь в пользу того, что в большей степени приближает меня к цели?
Не ударяйтесь в фанатизм, не оставляйте для себя одну-единственную цель и только. Между черным и белым – сотни оттенков, из которых состоит жизнь.
Чтобы потренироваться фокусироваться на главном и отсекать ненужное, попытайтесь использовать как можно больше жизненных ситуаций, чтобы: (1) спросить себя, что сейчас для меня самое важное, и (2) убедиться, что то, что вы делаете в данный момент, работает на достижение этой цели в наибольшей степени. Это могут быть вопросы одновременно на разных уровнях: приготовить обед, закончить проект на работе, получить желанную должность, построить близкие дружеские отношения. Пусть это не всегда стратегические цели, для тренировки навыка подойдут и они.
Помимо этих двух вопросов существует еще несколько достаточно простых упражнений, помогающих отточить навык определения, что важно, а что второстепенно.
Одно из них предлагает описать свой день не в форме банальной фактологии, перечисления отдельных событий и описаний, а в виде одной ключевой идеи, подкрепленной достаточным и неизбыточным количеством описательных элементов. Например: “Сегодня поняла, что постоянно отвлекаюсь на второстепенное. Утром полчаса не могла собраться и встать с постели. Час потерялся на пару простейших действий вроде покормить котов. Далее всего час поработала и еще два просто болтала с мужем о том да сём. Мы могли бы пообедать дома, но пошли в кафе, потом еще и в магазин, и в итоге три часа – как корова языком. Хорошо, что я это заметила и осознала!” Идея, думаю понятна. Все второстепенные описания – что именно ели в кафе и о чем именно говорили с мужем – остаются за бортом, так как неважны по отношению к основной идее.
Попробуйте, слушая речь другого человека, отмечать про себя, какие из его фраз и подробностей помогли вам понять смысл, а какие были избыточны. Вы можете хорошо натренироваться на чужом примере, но здорово подмечать это и у себя. Если разговор – повествование без цели передать смысл, а просто описать, как хорошо было на курорте, то попробуйте выделить основную мысль самостоятельно и поделитесь ею с собеседником. Обычно это очень помогает установить контакт. Человек глубоко чувствует, что его внимательно слушают и понимают, а вы тренируете навык видения леса за деревьями.
Примерно аналогичное упражнение возможно для тех, кто имеет дело с текстами, в том числе небольшими рабочими сообщениями. Если это чуть больше, чем оповещение о чем-либо, то, написав текст, (1) перечитайте его, (2) сформулируйте для себя, какую именно идею хотели передать, (3) удалите из текста всё, что не способствует донесению этой мысли.
Например, сообщение начальнику: “У нас никто не занимается оформлением заказов, никто не отслеживает документооборот с поставщиками, нет никакого процесса получения и проверки товара от сторонних поставщиков. Я этим не занимаюсь, у меня нет времени, и N этого не делает. При этом N считает, что это мои обязанности, но тогда я не понимаю, что делает он. Давайте встретимся, обсудим на троих.” Вместо этого длинного текста, можно обойтись лаконичным: “У нас не зафиксированы должностные обязанности по моей и N должностям. Давайте проговорим их.” Уже на встрече обсудить конкретику.
Последнее. Читая нехудожественную литературу или смотря обучающее видео, попытайтесь время от времени сократить абзац текста до одной-двух фраз. Аналогично с роликом. Посмотрев, в 2-3 фразах сформулировать основную мысль. Часто мы делаем это неосознанно, но сознательно фокусируясь на этом, мы формируем привычку выделять главное на уровне подсознания.
Со временем привычка говорить, мыслить и действовать по существу приживётся и начнет проявляться сама по себе.
Если статья вам понравилась, поставьте лайк и подпишитесь на канал (кнопка в самом верху).