Реализация стратегической цели подразумевает совершение казалось бы невыгодного поступка в краткосрочной перспективе ради получения существенно превосходящего преимущества в будущем. Стратегия основана на четырех столпах: (1) цель, (2) что для этой цели важно, (3) безжалостное отсечение второстепенного и (4) готовность жить с последствиями этого отсечения. Первые два аспекта – стратегическое мышление, о которых пойдет речь дальше. Сначала простой пример.
Студент решает устроиться на работу, которая бы помогла ему получить опыт в его специальности и в последующим обеспечила бы высокооплачиваемой работой. Цель – получение опыта, поэтому самое важное – найти должность, максимально близкую к будущей профессии (помощник, стажер). Студент не соглашается на работу с хорошим заработком не по специальности. Он отсекает возможность заработка. Наконец, он согласен жить на очень скромные деньги в общежитии, без особого комфорта и невозможности сходить на вечеринку из-за отсутствия денег и времени. Он также согласен на меньшее количество сна и отдыха ради получения опыта без существенного ущерба для учёбы.
Как видно, всё начинается с цели. Цель, безусловно, формулируется по принципам SMART. Это многие знают, но почему-то никто не говорит, что помимо этого цель всегда окружена ценностями. Цель, выдвинутая без учета личных ценностей, очень быстро "расплывается". Еще один простой пример.
N открыл вегетарианский ресторан и хочет продвигать идеи вегетарианства в массы. N осознает, что цель – развитие вегетарианства, а ресторан и его прибыль – средство. Если такая цель не совпадает с ценностями вроде благосостояния, то ясности в принимаемых решениях не будет. Скажем, вегетарианский бургер, привлекающий в ресторан мясоедов, пользуется спросом. Самое время поднять на него цену и зарабатывать побольше, но тогда стоимость сравняется с мясным аналогом, и продвижение идей вегетарианства продолжится среди вегетарианцев, что имеет мало смысла. N же будет отчаянно пытаться усидеть на двух стульях, теряя фокус.
Другой пример, цель – получить высокооплачиваемую должность, а ценности – семья и чувство свободы, что тоже несовместимо и травматично для личности. Ещё ситуация, цель – развитие собственного бизнеса, а ценность – предсказуемость и порядок во всём, нежелание жить в условиях неизвестности и риска. Если стратегическая цель не служит реализации ценностей и противоречит им, то её лучше хотя бы на время отложить, подумать, так ли оно надо.
Конфликт цели с ценностями приведет к трудностям отличить, что главное, а что – второстепенное в достижении цели и неспособности отсечь второстепенное (увеличение прибыли в случае N) и пережить последствия этого отсечения. Поэтому всегда лучше потратить несколько часов и уберечь себя от такого конфликта. О работе с ценностями подробно написано в статье “Не знаете, что делать? Определитесь с ценностями”. Без этого ни одна долгосрочная перспектива не реализуется, стратегия рассыпется по дороге.
Ещё одним традиционно забываемым аспектом цели является её подлинность. Ставя себе цели, убедитесь, что это именно ваше стремление, а не навязанное извне. Достижение навязанных целей не принесет внутреннего удовлетворения и счастья. Развернуто методика описана в статье “Как отличить свои истинные желания от навязанных”. Если коротко, то если цели хочется достигнуть даже если вы остались одни на планете, то дерзайте. В остальных случаях, как и с противоречащими ценностями, оставьте цель отлежаться, дайте себе время подумать.
Наконец, нужно какое-то объективное (насколько это возможно) мерило, которое бы помогло понять, действительно ли цель стратегическая или это тактический маневр. Ниже основные критерии:
- Стратегическая цель качественно меняет жизнь в какой-либо области;
- Достижение стратегических целей редко выглядит логично и целесообразно в краткосрочной перспективе. Почти всегда это необходимость чем-то пожертвовать сейчас или проделать огромную работу, чтобы получить гораздо больше в будущем;
- В самом начале постановки стратегической цели весь путь к ней, как правило, не виден. Возникает ощущение некоторого страха перед неизвестным;
- При постановке стратегической цели, возникает чувство предстоящих усилий, трудностей, борьбы. На стратегическую цель не так-то просто решиться;
Словом, если всё ясно, понятно и просто, то что-то тут не так. Либо вы уже очень хорошо подготовились, либо это краткосрочная задача, результат которой вскроет её изначальную недальновидность.
На этом всё по первой части стратегического мышления – постановки цели. Во второй части рассмотрен подход и упражнения на определение важного и второстепенного.
Если статья вам понравилась, поставьте лайк и подпишитесь на канал (кнопка в самом верху).