Найти тему
Психология

Стратегическое мышление. Теория и практика целеполагания

Реализация стратегической цели подразумевает совершение казалось бы невыгодного поступка в краткосрочной перспективе ради получения существенно превосходящего преимущества в будущем. Стратегия основана на четырех столпах: (1) цель, (2) что для этой цели важно, (3) безжалостное отсечение второстепенного и (4) готовность жить с последствиями этого отсечения. Первые два аспекта – стратегическое мышление, о которых пойдет речь дальше. Сначала простой пример.

Студент решает устроиться на работу, которая бы помогла ему получить опыт в его специальности и в последующим обеспечила бы высокооплачиваемой работой. Цель – получение опыта, поэтому самое важное – найти должность, максимально близкую к будущей профессии (помощник, стажер). Студент не соглашается на работу с хорошим заработком не по специальности. Он отсекает возможность заработка. Наконец, он согласен жить на очень скромные деньги в общежитии, без особого комфорта и невозможности сходить на вечеринку из-за отсутствия денег и времени. Он также согласен на меньшее количество сна и отдыха ради получения опыта без существенного ущерба для учёбы.

Порой стратегически важнее сделать большую, кажущуюся бесполезной, работу, чтобы потом одержать неожиданную для всех победу. Это суть стратегии. Изображение взято из гугл поиска.
Порой стратегически важнее сделать большую, кажущуюся бесполезной, работу, чтобы потом одержать неожиданную для всех победу. Это суть стратегии. Изображение взято из гугл поиска.

Как видно, всё начинается с цели. Цель, безусловно, формулируется по принципам SMART. Это многие знают, но почему-то никто не говорит, что помимо этого цель всегда окружена ценностями. Цель, выдвинутая без учета личных ценностей, очень быстро "расплывается". Еще один простой пример.

N открыл вегетарианский ресторан и хочет продвигать идеи вегетарианства в массы. N осознает, что цель – развитие вегетарианства, а ресторан и его прибыль – средство. Если такая цель не совпадает с ценностями вроде благосостояния, то ясности в принимаемых решениях не будет. Скажем, вегетарианский бургер, привлекающий в ресторан мясоедов, пользуется спросом. Самое время поднять на него цену и зарабатывать побольше, но тогда стоимость сравняется с мясным аналогом, и продвижение идей вегетарианства продолжится среди вегетарианцев, что имеет мало смысла. N же будет отчаянно пытаться усидеть на двух стульях, теряя фокус.

Другой пример, цель – получить высокооплачиваемую должность, а ценности – семья и чувство свободы, что тоже несовместимо и травматично для личности. Ещё ситуация, цель – развитие собственного бизнеса, а ценность – предсказуемость и порядок во всём, нежелание жить в условиях неизвестности и риска. Если стратегическая цель не служит реализации ценностей и противоречит им, то её лучше хотя бы на время отложить, подумать, так ли оно надо.

Конфликт цели с ценностями приведет к трудностям отличить, что главное, а что – второстепенное в достижении цели и неспособности отсечь второстепенное (увеличение прибыли в случае N) и пережить последствия этого отсечения. Поэтому всегда лучше потратить несколько часов и уберечь себя от такого конфликта. О работе с ценностями подробно написано в статье “Не знаете, что делать? Определитесь с ценностями”. Без этого ни одна долгосрочная перспектива не реализуется, стратегия рассыпется по дороге.

Изображение из гугл поиска.
Изображение из гугл поиска.

Ещё одним традиционно забываемым аспектом цели является её подлинность. Ставя себе цели, убедитесь, что это именно ваше стремление, а не навязанное извне. Достижение навязанных целей не принесет внутреннего удовлетворения и счастья. Развернуто методика описана в статье “Как отличить свои истинные желания от навязанных”. Если коротко, то если цели хочется достигнуть даже если вы остались одни на планете, то дерзайте. В остальных случаях, как и с противоречащими ценностями, оставьте цель отлежаться, дайте себе время подумать.

Наконец, нужно какое-то объективное (насколько это возможно) мерило, которое бы помогло понять, действительно ли цель стратегическая или это тактический маневр. Ниже основные критерии:

  • Стратегическая цель качественно меняет жизнь в какой-либо области;
  • Достижение стратегических целей редко выглядит логично и целесообразно в краткосрочной перспективе. Почти всегда это необходимость чем-то пожертвовать сейчас или проделать огромную работу, чтобы получить гораздо больше в будущем;
  • В самом начале постановки стратегической цели весь путь к ней, как правило, не виден. Возникает ощущение некоторого страха перед неизвестным;
  • При постановке стратегической цели, возникает чувство предстоящих усилий, трудностей, борьбы. На стратегическую цель не так-то просто решиться;

Словом, если всё ясно, понятно и просто, то что-то тут не так. Либо вы уже очень хорошо подготовились, либо это краткосрочная задача, результат которой вскроет её изначальную недальновидность.

На этом всё по первой части стратегического мышления – постановки цели. Во второй части рассмотрен подход и упражнения на определение важного и второстепенного.

Цель может быть видна издалека, но путь к ней извилист и совершенно неочевиден. Изображением Otto Steininger, найдено в гугл поиске..
Цель может быть видна издалека, но путь к ней извилист и совершенно неочевиден. Изображением Otto Steininger, найдено в гугл поиске..

Если статья вам понравилась, поставьте лайк и подпишитесь на канал (кнопка в самом верху).