"Бывает, история ошибается. Легенда иногда куда правдивей," - пишет Рубен Дарио о Саломее.
В истории японского дипломата времен Второй Мировой войны Тиунэ Сугихара много фактов, которые достаточно сложно совместить, но которые указывают на то, что он был не только дипломатом, но и разведчиком.
Шесть странных событий в жизни дипломата Сугихары
1. Обучение за деньги японского МИДа
В юности, не смея перечить воле отца, Тиунэ идет на маленькую хитрость - он готовится к экзаменам в "медицинский", но проваливает их. Он также вылетает из Университета Васеда, где изучал филологию. Уже в 1919 году юноша сдает экзамен японского МИДа и оказывается в китайском Харбине - центре русской эмиграции, где изучает русский язык у носителей языка. Японские власти вынашивают планы захвата Китая и Харбина в том числе - сразу вопрос: послала бы юношу для работы в японской дипмиссии Харбина без вербовки?
2. Странный неустойчивый брак
В 1924 года он резво начинает работу в японском посольстве Харбина, принимает православие и женится на дочери белогвардейского эмигранта Клавдии Аполлоновой. Когда в 1932 году Харбин оккупирует Японская императорская армия и город войдет в состав марионеточного гос-ва Маньчжоу-го, брак пошатнется. Тиунэ и Клавдия разведутся в 1935 году. Этот брак очень смахивает на фиктивный, ведь и детей они не заводили.
3. Повышение после захвата японцами Харбина
За успешную работу в Харбине в интересах Японии Сугихара идет на повышение - он эксперт по связям с СССР и занимает должность зам. министра иностранных дел Маньчжоу-го. Но в 1935 году он уже в Японии, под странной легендой - якобы он несогласен с политикой Японии в Китае, хотя он вел эту политику 11 лет и получил за нее высокий пост. Даже если бы это было так, то дипломат такого ранга в Японии, которая готовилась к войне, был бы уволен и арестован.
4. Командировка в Финляндию перед войной с СССР
Он женится на юной Юкико Кикути, та моментально принимает православие, и в 1938 году супруги отправляются в японское посольство Хельсинки, - как раз перед вооружённым конфликтом между СССР и Финляндией (с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года).
Сугихара постоянно оказывается там, где вскоре начинается война. Китай, Финляндия, вскоре Литва. Журналист Эномото пишет, что хотя Сугихара Тиунэ - «гуманист», в Европе он занимался разведывательной деятельностью в пользу Японии.
5. Ловля рыбы в "мутных водах" Балтики
В марте 1939 года Сугихару направляют вице-консулом в столицу Литвы (на тот момент - Каунас). Он первый японский дипломат в истории Литвы. Хотя вопрос в другом - в Литве нет ни одного японца, а между Литвой и Японией - ни одного торгового контракта.
Но ситуация была крайне напряженной. 17 марта 1938 года Польша предъявила Литве ультиматум по Виленскому краю, а через год уже Германия предъявила Литве ультиматум по Клайпедскому краю. Оба ультиматума были приняты. В августе 1939 года по секретному протоколу к пакту Молотова-Риббентропа, Литва включена в сферу интересов Германии. 3 августа 1940 года Литва входит в состав СССР.
"Перед ним была поставлена задача изучить вероятность начала войны между Германией и Советским Союзом. Для японцев эта информация была чрезвычайно важна, поэтому его миссия была как дипломатическая, так и разведывательная", – профессор И. Альтман.
6. С 31 июля по 28 августа 1940 года произошло незаурядное событие
Когда под стенами японского консульства соберутся тысячи еврейских беженцев из оккупированной фашистами Польши за транзитными визами в Японию, - он сделает запрос начальству - получит отказ и требование покинуть Литву . Нарушив все приказы, он начнет выписывать визы, работая 18-20 часов в день. Вместе с женой они успеет выписать чуть больше двух тысяч виз.
Когда закончатся бланки он сделает визы на чистых листах, когда тронется его поезд - он отдаст людям штамп, чтобы они сами подделывали себе японские визы.
Риск этого человека трудно переоценить. На кон были поставлены его жизнь (известно что в Японии делали с разведчиками), жизнь его жены Юкико, тоже разведчика (что подтверждает факт спасения ее от смерти в Румынии немецким офицером) и Кикути Сэцуко, младшей сестры Юкико, которая следовала за ними повсюду.
Его могли арестовать как советские, так и японские власти. Он ставил жирный вопрос на своей карьере и на будущем троих малолетних детей.
Ради чего он спасал беженцев?
Убедительный ответ я нашел в книге его жены Юкико «Визы на шесть тысяч жизней», написанной уже после его смерти:
- Увидел их печальные лица и захотел помочь, по-человечески. И он принял решение, посоветовавшись со мной. Пятилетний старший сын и трехлетний второй сын говорили: «Помоги им!»...
Ему 40 лет. Он завершил операцию в Литве и вдруг впервые за 20-летнюю карьеру разведчика он делает такой шаг, который перечеркивает его будущее.
Он будет прекрасно осведомлен об ужасах, совершаемых нацистами над евреями на оккупируемых территориях. В этот момент он перестанет быть разведчиком - просто станет спасителем тысяч жизней невинных людей. Но Японии он пока нужен живым: его не отзывают, а направляют в Кенигсберг с риском попасть в лапы Гестапо, затем работа в Чехословакии и Румынии до конца войны, интернирование в СССР и выдача Японии.
В 1947 году его уволят из госслужбы, и заставят сменить имя.
Тысячи потомков спасенных людей по всему миру будут искать своего спасителя. Это не громкие слова. По дипломатическим и гуманитарным каналам, через общественные организации и на уровне правительств. Японские власти будут упорно молчать, подтверждая, что это был не простой дипломат и информация засекречена.
Но с праведниками всегда происходит чудо.
Он не будет умирать, пока его не найдут - в прямом смысле слова.
Через 28 лет после тех событий - первым, в 1968 году его нашёл спасённый им израильский дипломат Йошуа Нишри.
...Тиунэ проживет долгую жизнь, вырастит четырех сыновей, и нигде не обмолвится о том, что он совершил. Но дождется самого главного - общественного признания Праведником мира, пусть лишь в 1985-м. Награду примут его жена и второй сын Тиаки, тот самый, который ребенком сказал отцу: «Помоги им!»
Сугихара не сможет ее получить. Ему присвоят множество наград разных государств - и все посмертно.
Его не станет 31 июля 1985 года - это будет день, в который он вместе с женой принял решение выдавать спасительные визы еврейским беженцам в Каунасе. В этот день он умрет у нее на руках.
Его жена Юкико проживет 94 года, кстати прекрасно реализует себя в жанре поэзии танка. После смерти мужа будет ездить по всему миру - рассказывать правду о нем. Эта великая женщина сделает так, что главы государств Израиля, Польши и, наконец, Японии поклонятся памяти ее великого мужа. А исследователя этой темы Масааки Сираиси она спросит: почему он не женат и пожелает такую же жену какой была она.
В его японском имени, от которого его заставят отказаться, всего четыре иероглифа : 杉原千畝. Ему когда-то запретили их ставить на своем имени. Но его сыновья и внуки теперь это делают с честью.
Как же относятся к нему сами японцы?
Как написал специалист по архивам Масааки Сираиси: в одном из последних опросов Сугихара вошел в список «100 героев, которых почитают японцы».
#история
#дипломатия
#разведка