Найти тему
Секреты Старого Китая

Владимир Амида: Тайное общество Байляньцзяо. Часть 2.

ТРАДИЦИЯ РАСПОСТРАНЕНИЯ "БАОЦЗЮАНЕЙ" или "ДРАГОЦЕННЫХ СВИТКОВ", КАНОН или ПЯТИКНИЖИЕ СЕКТЫ. РАЗВИТИЕ ВОССТАНИЙ СЕКТЫ "БЕЛОГО ЛОТОСА".

НиХао! )

Итак продолжаем начатое. Мы остановились на объединении в XIV в. в единую боевую организацию сразу трёх сообществ: "Минцзяо", "Милэцзяо" и самой "Байляньцзяо". Из которых у первых двух был свой собственный и богатый опыт вооружённого противодействия властям, который и был тут же перенят внутри уже "Белого Лотоса". Накануне восстания, которое и привело в конечно итоге к падению юаньской (монгольской) династии, члены секты "Байляньцзяо" Хань Шань-тун, Лю Фу-тун и некоторые другие бросили следующий клич:

Милэ появился, Мин-ван родился!

Они объявили своего собрата по секте Хань Шань-туна Мин-ваном, который якобы воплотился в человеческом обличье с целью стать Императором Поднебесной, основываясь также на том, что сам Хань Шань-тун имеет родословную и является прямым потомком от сунского императора Хуэй Цзяна в восьмом поколении. Тогда же внутри организации были созданы так называемые "красные войска" (хунцзюнь) или как их ещё называли "войска возжигателей благовоний", которые сыграли важную роль в падении династии Юань.

-2

Однако уже при последующей китайской династии Мин, во время императора Чэнхуа (1465- 1487) восстания начались одни за другими, нося характер множества локальных выступлений. Как писал некий современник событий некто Ли Ши-юй, что восстания вспыхивали так часто, как:

...ростки бамбука после весенних дождей.

Правительство не замедлило выпуск целой серии декретов с запретами "Байляньцзяо", где жёстко преследовало её членов. В дополнении к своду законов минской династии сказано следующее:

Объединения, которые присвоили себе дурацкие названия вроде "Милэфо", "Байлянь", "Минцзяо", все они не что иное как еретический организации, устраивающие беспорядки, сбивающие людей с пути истинного и подстрекающие их к бунту". Поэтому главарей этих обществ следует казнить, а остальных членов организаций необходимо наказать сотней ударов палки каждого и ссылать на расстояние в 3000 ли.

Однако не смотря на все эти запретительные меры деятельность "Белого Лотоса" продолжалась вплоть до падении династии Мин, где то тут, то там постоянно вспыхивали восстания. Таким образом, можно утверждать, что деятельность "Белого Лотоса" окончательно перешла от культа Майтреии к идеологии народно-крестьянского восстания именно во время династии Мин.

-3

Произошло концептуальное замещение:

Идеи духовные поменялись с идеями нового социального переустройства китайского общества.

В 1420 г. в провинции Шаньдун вспыхнуло восстание сторонников "Байляньцзяо", которое возглавила женщина по имени Тан Сайэр, которая утверждала, что она мать самого Майтрейи и обладает властью над инфернальными силами (духами и демонами).

-4

В 50-х и 60-х г XV в. в провинциях Хубэй и Шаньдуне произошли ещё вспышки некоторых восстаний. А в 1500 г. член "Байляньцзяо" Ли Фу-да бросил клич о том, что Майтрея вновь возродился и призвал к "непокорному воздвижению". Подобные же вспышки происходили и в других частях Китая, например на юго-западе в провинции Юньнань и Гуйчжоу. При этом схема была одна и та же, некто объявлял себя или кого-то Майтреей и призывал людей к мятежам.

Конец XVI в. и начало XVII в. (годы правления Ваньли 1573 - 1620 г.) можно охарактеризовать сильным усилением популярности "Байляньцзяо" в народной среде. Главным образом подобные умонастроения возникли как следствие изменения социально-экономической ситуации в ряде провинций. Громадные земельные угодья начали концентрироваться единолично в одних руках, часто случались недороды, плюс коррупция чиновников и регулярные набеги в ряде мест японских пиратов.

-5

Всё это приводило к ситуации, когда центральная власть не была способна защищать и заботится о народе, к кому было пойти за защитой? К "Белому Лотосу". И они шли, создавая некую общность приверженцев "Байляньцзяо" даже формально не являясь её членами. В это же время появилась такая традиция как распространения "баоцзюаней" или "драгоценных свитков". Такая традиция идёт в свою очередь от традиции передачи устных буддийских рассказов или "бяньвэнь" (變文 biànwén).

-6

Первоначально буддийские проповедники давали учение о Дхарме в народной среде в устной форме распространяя сутры. Однако позже сутры были заменены на различные поясняющие рассказы, так как народ не всегда был готов принимать сложные буддийские идеи. Нечто похожее было и в европейской традиции средневековья, когда учении Святого Писания было часто заменено на декламацию притч и рассказов. Так вот постепенно подобная традиция начала действовать и в китайском варианте.

-7

В селениях появлялся какой-нибудь представитель "Байляньцзяо" и преподавал те или иные рассказы, притчи в которых говорилось о "Новом Мире" с идеями непокорности властям. Это очень хорошо впитывалось на благодатной почве постоянно-ущемлённой крестьянской среды.

Кроме того в "Бяньвэнь" часто была речь о вполне житейских вопросах, таких как: какие рецепты для быстрого достижения праведности, как буддисту необходимо выполнять сыновью почтительность, какими молитвами и заклинаниями можно спастись от болезней и т.д.

-8

Таким образом мы можем наблюдать некую эклектику, буддийское учение начало смешиваться с даосскими верованиями и местными вероучениями в духов, часто замешанном на шаманстве и мистицизме.

Вообще эклектика была весьма характера для "Байляньцзяо".

Также, когда мы говорим о традиции передачи учения через тексты "драгоценных свитков" или "баоцзюани" в XVI в. необходимо вспомнить об одном выдающемся проповеднике китаизированного буддизма - Ло Цине. Ло Цин происходил из китайского местечка Чэньяншэ, что в провинции Шаньдун в семье военного. В начале Ло Цин был чиновником в финансовом ведомстве, но был оклеветан сослуживцами и посажен в тюрьму. Однако позже император издал указ об его освобождении и возврате на службу. Но Ло Цин отказался вернуться на государственную службу, а вместо этого предложил императору Пятикнижие которые он написал в тюрьме "всей душой предаваясь изучению дао".

«Пятикнижие Ло-цзу» («罗祖五部经») представляет собой переход от традиции передачи ортодоксальных буддийских текстов на народном языке к синкретической литературе народных сект.
«Пятикнижие Ло-цзу» («罗祖五部经») представляет собой переход от традиции передачи ортодоксальных буддийских текстов на народном языке к синкретической литературе народных сект.

Вот эти книги: "Кугун удао баоцзюань" ("Баоцзюань о том, как в тяжёлых трудах познаётся дао"), "Тань ши увэй цзюань" ("Цзюань раздумий о великом недеянии"), "Посе сянь чжэнъяо на баоцзюань" ("Баоцзюань о ключе к разгрому ереси и обнаружении истинного"), "Чжэн синь чуъи усю дэнцзы цзай баоцзюань" ("Баоцзюнь о том, как с помощью истинной веры изгнать сомнения, и достижения отрешения от мирской суеты"), "Вэйвэй будун тайшань шэньгэнь цзего баоцзюань" ("Баоцзюань о высоком и неподвижном, как гора Тайшань и глубоком конечно результате").

-10

Однако исследователи утверждают, что это не все те 5 книг, которые Ло Цин предлагал императору. Так, например, третья книга была посвящена даосской гимнастике как пути достижения бессмертия, а четвертая и пятая поэзии и музыке. Таким образом, то Пятикнижие Ло Цина, что дошло до нас в сильно искажённом виде.

Но так или иначе именно традиция "Баоцзюней" является источником знаний об самом учении секты "Белого Лотоса", его теоретического ядра, на которое опирались распространители и апологеты Учения, став таким образом неким "каноническим писанием". Кроме того многие другие секты начали принимать данное Пятикнижие как свой канон и ядро теоретического учения. Такие например как: "Дачэньцзяо" ("Учение Большой Колесницы"), "Вэньсянцзяо" ("Учение о возжигании благовоний"), общество "Лунхуахуэй" ("Общество цветастого дракона"). Таким образом множество китайских сект того времени подводились под некую единую базу, часто просто переписывая канон друг у друга. Они в той или иной степени начинали действовать единым фронтом, если не в мятежных действиях, то по крайней мере в идеологическом плане. Хотя часто к этому канону Пятикнижию добавлялись всевозможные местные поверья, различные нравоучения, популярные в народе истории и легенды.

-11

По построению и внешнему оформлению "Баоцзюани" напоминают буддийские сутры-гимны: в них наблюдается чередование прозаических текстов в стихотворной форме, с вступлением и концовкой. Внешне эти трактаты выглядели как свиток, сложенный гармоникой, написанный крупными иероглифами (для удобства чтения простолюдинами) и часто-густо снабжёнными иллюстрациями. Кот как один цинский чиновник описывает "Баоцзюань" найденный в 1813 г. при аресте секты "Щоуюаньцзяо" ("Учение о завершении жизненного пути" ):

На последних страницах запись сделана следующим образом, шестнадцать строк, где каждая фраза составлена из шести иероглифов, двенадцать строк с фразами из четырёх иероглифов и шесть строк с фразами из семи иероглифов. Стихи не стихи, поговорки не поговорки, но содержание большинства строк - упрёк высшим властям. Наверху расположено горизонтально 20 иероглифов, смысл (их) особенно возмутителен.
-12

Появление и распространение такого жанра как "Баоцзюаней" несомненно было значительным этапом в развитии и становлении вероучения секты "Байляньцзяо". Его тексты повышали узнаваемость и популярность делая возможность прикоснуться к вероучению в совершенно разных как по географии так и по социальных уровнях китайского общества. Что и привело в конце XVI - начале XVII к бурному росту секты и её глобального распространения через как раз идеи выраженные в "Баоцзюань".

-13

В 1620 г. в ответ на очередное сообщение чиновников об усилении филиалов секты "Байляньцзяо"- "Лайлянь", "Увэй", императорское минское правительство выпустило ряд эдиктов запрещающих всякие тайные общества и организации.

-14

Однако эти запреты непомешали уже в 1622 г. вспыхнуть новому очагу восстания поднятого "Белым Лотосом". Данное восстание поднял некто Ван Сэнь, который себя именовал "Вэньсян цзяочжу" или "Главой учения возжигателей благовоний". По народной легенде лис-оборотень дал Ван Сэню палочки специального волшебного ладана, которые необходимо было для получения магического эффекта возжигать перед статуей будды Майтрэйи. Это ответвление секты "Байляньцзао" распространило своё влияние на достаточно большую территорию, это провинции Чжили, Шаньдун, Шаньси, Хунань, Шэньси и Сычуань. Однако, не смотря на то, что число сторонников восстания достигало цифры в 20 млн. человек сам Ван Сэнь был схвачен и казнён, а само восстание жестоко подавлено. После казни главы, дело продолжил его сын Ван Хаосянь и некто Сюй Хунчжу, в некоторые моменты восставшие заняли власть в нескольких уездах, а Сюй Хунчжу объявил себя "Императором возрождения и благоденствия". Но силы были слишком не равны и в итоге и сам Сюй Хунчжу и число его лидеров не избежали императорской казни.

-15

Конечно тайные общества не могли смириться с иноземцами, коими являлись цины (Цинская Империя) и поэтому в период маньчжурского завоевания Китая такая борьба стала вполне логичной и очевидной. Цины боялись власти и популярности в народной среде всяких цзяо (сект) и потому в 1646 г. издаётся указ по запрещение "Байляньцзяо", который был повторён также в 1656 г.

Однако это не только не прекратило деятельность "Белого Лотоса", но и наоборот её деятельность активизировалось, особенно в 50-х годах XVIII в. и уже не снижалась до начала открытого противостояния в 1796 г.

Продолжение следует.

Владимир Амида (с).