Найти тему
Литература о жизни

"История о двух великих грешниках" в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Образ атамана Кудеяра

В последней части поэмы "Пир на весь мир", в главе 1 "Горькое время - горькие песни" начальный вопрос поэмы о том, кому живется "весело, вольготно" на Руси, сменяется другим: кто всех грешней.

Глава "Пир на весь мир". Усевшись под "ивой старою", "На бревна, тут лежавшие", крестьяне затеяли новый философский диспут.
Глава "Пир на весь мир". Усевшись под "ивой старою", "На бревна, тут лежавшие", крестьяне затеяли новый философский диспут.

То есть постепенно народ словно начинает осознавать, что не веселых и довольных надо искать, а смотреть глубже: какими ценностями живут люди? Мужики начинают подходить к идее, что счастье народа зависит от того, греховны мы или праведны. Счастье - в праведности. Именно к этой мысли постепенно через всю поэму подводит нас Некрасов.

И вот начинаются рассказы о грешниках на Руси. Один из присутствующих, странник Иона, поведал историю особенного духовного значения. Все его слушают с огромным вниманием.


Не только не гнушалися
Крестьяне божьим странником,
А спорили о том,
Кто первый приютит его...

Иона же часто выбирал самую бедную избу для своего постоя.

И к той избе особое
Почтенье: бабы бегают
С узлами, сковородками
В ту избу.
Чашей полною,
По милости Ионушки,
Становится она.

Именно этот праведник рассказал историю «О двух великих грешниках».

Она тоже отличается тем, что написана в рифму.

"История о двух грешниках".
"История о двух грешниках".

Начинается она рассказом о жизни атамана Кудеяра, который много награбил, а убил - "Целую рать — не сочтешь!", но вдруг был осенен божьим светом.

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.

Раскаявшись, он становится старцем-монахом. В видении ему было открыто, что все грехи отпустятся, если перережет своим ножом огромный дуб, возле которого он живет.

Однажды проезжает мимо местный помещик, пан Глуховский.

Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.

Итак, раскаявшийся грешник Кудеяр хочет привести к спасению второго грешника - местного барина. Но тот лишь усмехнулся- грехи его вовсе не тяготят:

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»

Боль за свой народ - вот что ощутил бывший атаман. И испытывает праведный гнев к бессовестному мучителю-самодуру:

Глава"Пир на весь мир" . История о двух грешниках.
Глава"Пир на весь мир" . История о двух грешниках.

Месть за народ - убийство пана - это явилось тем поступком, которого ждали от атамана сами небеса. Такова мораль этой истории:

Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.

В этом символическом эпизоде - мечта о народном гневе, который свалит вековое древо крестьянских мук.

И мы теперь понимаем, почему вахлаки так любят Иону: говоря о Боге, он в то же время не проповедует крестьянам смирение, терпение и послушание таким панам, как Глуховский. Нет, он зажигает их сердце мечтой о свободе, о защите собственного достоинства. Иона заключает свою историю торжественно:

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Господу богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!

Итак, в этой истории звучит идея о праведном гневе и о том, как понимает Иона истинную праведность.

Вывод из "Истории о двух грешниках"

Один грешник, Кудеяр, был разбойник, но с сердцем, способным к покаянию. Другой же грешник - навек погрязший в своем грехе, не способный и даже не желающий освободиться от своей греховности. Он мучит холопов ради удовольствия, а не просто убивает их ради грабежа, как делал атаман. Зло пана Глуховского - это изощренное, закоренелое зло. Вот почему такой грешник достоин казни от руки Кудеяра.

Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.

Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!