В последней части поэмы "Пир на весь мир", в главе 1 "Горькое время - горькие песни" начальный вопрос поэмы о том, кому живется "весело, вольготно" на Руси, сменяется другим: кто всех грешней.
То есть постепенно народ словно начинает осознавать, что не веселых и довольных надо искать, а смотреть глубже: какими ценностями живут люди? Мужики начинают подходить к идее, что счастье народа зависит от того, греховны мы или праведны. Счастье - в праведности. Именно к этой мысли постепенно через всю поэму подводит нас Некрасов.
И вот начинаются рассказы о грешниках на Руси. Один из присутствующих, странник Иона, поведал историю особенного духовного значения. Все его слушают с огромным вниманием.
Не только не гнушалися
Крестьяне божьим странником,
А спорили о том,
Кто первый приютит его...
Иона же часто выбирал самую бедную избу для своего постоя.
И к той избе особое
Почтенье: бабы бегают
С узлами, сковородками
В ту избу.
Чашей полною,
По милости Ионушки,
Становится она.
Именно этот праведник рассказал историю «О двух великих грешниках».
Она тоже отличается тем, что написана в рифму.
Начинается она рассказом о жизни атамана Кудеяра, который много награбил, а убил - "Целую рать — не сочтешь!", но вдруг был осенен божьим светом.
Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.
Раскаявшись, он становится старцем-монахом. В видении ему было открыто, что все грехи отпустятся, если перережет своим ножом огромный дуб, возле которого он живет.
Однажды проезжает мимо местный помещик, пан Глуховский.
Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.
Итак, раскаявшийся грешник Кудеяр хочет привести к спасению второго грешника - местного барина. Но тот лишь усмехнулся- грехи его вовсе не тяготят:
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»
Боль за свой народ - вот что ощутил бывший атаман. И испытывает праведный гнев к бессовестному мучителю-самодуру:
Месть за народ - убийство пана - это явилось тем поступком, которого ждали от атамана сами небеса. Такова мораль этой истории:
Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.
В этом символическом эпизоде - мечта о народном гневе, который свалит вековое древо крестьянских мук.
И мы теперь понимаем, почему вахлаки так любят Иону: говоря о Боге, он в то же время не проповедует крестьянам смирение, терпение и послушание таким панам, как Глуховский. Нет, он зажигает их сердце мечтой о свободе, о защите собственного достоинства. Иона заключает свою историю торжественно:
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Господу богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!
Итак, в этой истории звучит идея о праведном гневе и о том, как понимает Иона истинную праведность.
Вывод из "Истории о двух грешниках"
Один грешник, Кудеяр, был разбойник, но с сердцем, способным к покаянию. Другой же грешник - навек погрязший в своем грехе, не способный и даже не желающий освободиться от своей греховности. Он мучит холопов ради удовольствия, а не просто убивает их ради грабежа, как делал атаман. Зло пана Глуховского - это изощренное, закоренелое зло. Вот почему такой грешник достоин казни от руки Кудеяра.
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!