Историю эту рассказывает бывший дворовый человек во время пира в деревне Вахлаки (последняя часть поэмы).
Художественная особенность этой истории в том, что она написана в рифму, в отличие от большинства остальных частей поэмы. Этим автор подчеркивает ее особенное значение.
Условно можно разделить историю на 5 ключевых моментов:
1. жестокий помещик
2. верный ему холоп, словно не замечающий обид (перекликается с образом лакея Ипата, верного раба князя Утятина в главе "Последыш)
3. обида Якова на своего барина
4. месть Якова - он завез своего инвалида-барина в глухой лес и повесился в глухом лесу на ночь глядя... над его головой.
5. Осознание барином своей вины перед холопом
1. Самодур-помещик Поливанов
Он ничтожный человек, превосходящий в жестокости Простаковых и Скотининых (если вспомнить Фонвизина):
Был господин невысокого рода,
Он деревнишку за взятки купил,
(...)
Даже с родными, не только с крестьянами,
Был господин Поливанов жесток;
Дочь повенчав, муженька благоверного
Высек — обоих прогнал нагишом,
В зубы холопа примерного,
Якова верного,
Походя бил каблуком.
2. Верное холопство Якова
Яков - лакей, но способный любить, в отличие от своего барина. Причина его любви к помещику не только в холопском самоуничижении, но и в щедрости душевной. Так, Яков с большой любовью воспитывает и своего племянника - видимо, сироту.
Яков таким объявился из младости,
Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать
Да племяша-малолетка качать.
В душе Якова огромные задатки терпения и всепрощения, переходящие в полное самоуничижение:
Так они оба до старости дожили.
Стали у барина ножки хиреть,
Ездил лечиться, да ноги не ожили…
Полно кутить, баловаться и петь!
3. Обида Якова
Вырос племянничек Якова, Гриша,
Барину в ноги: «Жениться хочу!»
— «Кто же невеста?» — «Невеста — Ариша».
Барин ответствует: «В гроб вколочу!»
Думал он сам, на Аришу-то глядя:
«Только бы ноги господь воротил!»
Как ни просил за племянника дядя,
Барин соперника в рекруты сбыл.
Итак, за всю его верную службу и преданность барин отплатил предательством - отдал в рекруты любимого племянника Якова, чтобы не дать ему жениться на крестьянке Арине.
Так Яков был лишен самой главной привязанности в его жизни, единственной родной кровинушки, из-за барской похоти по отношению к простой девушке.
Крепко обидел холопа примерного,
Якова верного,
Барин,- холоп задурил!
Мертвую запил…
В это время, по всей видимости, произошла отмена крепостного права. Так как слуги барина начали служить ему плохо и вымещать на нем свою накопившуюся за годы рабства злость:
...Неловко без Якова,
Кто ни послужит — дурак, негодяй!
Злость-то давно накипела у всякого,
Благо есть случай: груби, вымещай!
Барин то просит, то песски ругается,
Так две недели прошли.
Вдруг его верный холоп возвращается…
Первое дело — поклон до земли.
4. Самоубийство Якова
Яков вернулся, но для чего?
Некрасов изображает духовную борьбу в душе Якова между желанием задуманной мести и страхом греха. Увозит он барина будто бы, как обычно, в гости к его сестре:
Вожжи у Якова дрожмя дрожат,
Крестится. «Чур меня, сила нечистая!-
Шепчет,- рассыпься!» (мутил его враг),
Едут… Направо трущоба лесистая,
Имя ей исстари: Чертов овраг;
Яков свернул и поехал оврагом,
Барин опешил: «Куда ж ты, куда?»
Итак, желание отомстить барину победило в душе Якова. Столько боли, столько гнева накопилось в нем, что душа его не выдержала - свернула в Чертов овраг...
Он повесился на сосне прямо над головой барина, который не мог ни ходить, ни управлять телегой, чтобы уехать из ночного леса.
В изображении внутренней борьбы героя невозможно не заметить переклички с проблематикой романа Достоевского "Преступление и наказание" (1866).
5. Осознание Поливановым своей виновности
Барин в овраге всю ночь пролежал,
Стонами птиц и волков отгоняя,
Утром охотник его увидал.
Барин вернулся домой, причитая:
«Грешен я, грешен! Казните меня!»
Почему холоп Яков выбрал такую странную месть?
Он ведь убил самого себя, не помещика своего. Это говорит о ненависти прежде всего к самому себе, к собственному "примерному" холопству. Он возненавидел всю свою жизнь: то, что преданно и "примерно" любил барина, который его раньше в зубы "Походя бил каблуком", а потом, несмотря на их "дружбу", так предал, так обидел.
Смерть Якова символизирует его приговор самому себе - собственному рабскому, наивному служению. Своим самоубийством у носа Поливанова Яков заставил барина с его черствой душой осознать, что тот - причина его трагедии. Это ему было важнее, чем просто убить помещика.
Своим самоубийством он принес себя в жертву, чтобы пробудить барское сознание, заставить его почувствовать, что у Якова тоже есть душа, способная страдать.
Недооцененную рабскую преданность выведет и Чехов в пьесе "Вишневый сад", в образе лакея Фирса. Но тот даже не осознает себя преданным, не возмущается, а тихо смиряется со своей малозначительностью, больше приближаясь в этом плане к лакею Ипату из главы "Последыш" поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!