Найти в Дзене
Литература о жизни

История "холопа примерного, Якова верного" в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

Оглавление

Историю эту рассказывает бывший дворовый человек во время пира в деревне Вахлаки (последняя часть поэмы).

Художественная особенность этой истории в том, что она написана в рифму, в отличие от большинства остальных частей поэмы. Этим автор подчеркивает ее особенное значение.

Условно можно разделить историю на 5 ключевых моментов:

1. жестокий помещик

2. верный ему холоп, словно не замечающий обид (перекликается с образом лакея Ипата, верного раба князя Утятина в главе "Последыш)

3. обида Якова на своего барина

4. месть Якова - он завез своего инвалида-барина в глухой лес и повесился в глухом лесу на ночь глядя... над его головой.

5. Осознание барином своей вины перед холопом

1. Самодур-помещик Поливанов

Он ничтожный человек, превосходящий в жестокости Простаковых и Скотининых (если вспомнить Фонвизина):

Был господин невысокого рода,
Он деревнишку за взятки купил,
(...)
Даже с родными, не только с крестьянами,
Был господин Поливанов жесток;
Дочь повенчав, муженька благоверного
Высек — обоих прогнал нагишом,
В зубы холопа примерного,
Якова верного,
Походя бил каблуком.

2. Верное холопство Якова

Яков - лакей, но способный любить, в отличие от своего барина. Причина его любви к помещику не только в холопском самоуничижении, но и в щедрости душевной. Так, Яков с большой любовью воспитывает и своего племянника - видимо, сироту.

Яков таким объявился из младости,
Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать
Да племяша-малолетка качать.

В душе Якова огромные задатки терпения и всепрощения, переходящие в полное самоуничижение:

Глава "Пир на весь мир". "Про холопа примерного — Якова верного".
Глава "Пир на весь мир". "Про холопа примерного — Якова верного".


Так они оба до старости дожили.
Стали у барина ножки хиреть,
Ездил лечиться, да ноги не ожили…
Полно кутить, баловаться и петь!

3. Обида Якова

Вырос племянничек Якова, Гриша,
Барину в ноги: «Жениться хочу!»
— «Кто же невеста?» — «Невеста — Ариша».
Барин ответствует: «В гроб вколочу!»
Думал он сам, на Аришу-то глядя:
«Только бы ноги господь воротил!»
Как ни просил за племянника дядя,
Барин соперника в рекруты сбыл.

Итак, за всю его верную службу и преданность барин отплатил предательством - отдал в рекруты любимого племянника Якова, чтобы не дать ему жениться на крестьянке Арине.

Так Яков был лишен самой главной привязанности в его жизни, единственной родной кровинушки, из-за барской похоти по отношению к простой девушке.


Крепко обидел холопа примерного,
Якова верного,
Барин,- холоп задурил!
Мертвую запил…

В это время, по всей видимости, произошла отмена крепостного права. Так как слуги барина начали служить ему плохо и вымещать на нем свою накопившуюся за годы рабства злость:

...Неловко без Якова,
Кто ни послужит — дурак, негодяй!
Злость-то давно накипела у всякого,
Благо есть случай: груби, вымещай!
Барин то просит, то песски ругается,
Так две недели прошли.
Вдруг его верный холоп возвращается…
Первое дело — поклон до земли.

4. Самоубийство Якова

Яков вернулся, но для чего?

Некрасов изображает духовную борьбу в душе Якова между желанием задуманной мести и страхом греха. Увозит он барина будто бы, как обычно, в гости к его сестре:

Вожжи у Якова дрожмя дрожат,
Крестится. «Чур меня, сила нечистая!-
Шепчет,- рассыпься!» (мутил его враг),
Едут… Направо трущоба лесистая,
Имя ей исстари: Чертов овраг;
Яков свернул и поехал оврагом,
Барин опешил: «Куда ж ты, куда?»

Итак, желание отомстить барину победило в душе Якова. Столько боли, столько гнева накопилось в нем, что душа его не выдержала - свернула в Чертов овраг...

Он повесился на сосне прямо над головой барина, который не мог ни ходить, ни управлять телегой, чтобы уехать из ночного леса.

В изображении внутренней борьбы героя невозможно не заметить переклички с проблематикой романа Достоевского "Преступление и наказание" (1866).

5. Осознание Поливановым своей виновности

Барин в овраге всю ночь пролежал,
Стонами птиц и волков отгоняя,
Утром охотник его увидал.
Барин вернулся домой, причитая:
«Грешен я, грешен! Казните меня!»
Конечные строки истории "Про холопа примерного — Якова верного".
Конечные строки истории "Про холопа примерного — Якова верного".

Почему холоп Яков выбрал такую странную месть?

Он ведь убил самого себя, не помещика своего. Это говорит о ненависти прежде всего к самому себе, к собственному "примерному" холопству. Он возненавидел всю свою жизнь: то, что преданно и "примерно" любил барина, который его раньше в зубы "Походя бил каблуком", а потом, несмотря на их "дружбу", так предал, так обидел.

Смерть Якова символизирует его приговор самому себе - собственному рабскому, наивному служению. Своим самоубийством у носа Поливанова Яков заставил барина с его черствой душой осознать, что тот - причина его трагедии. Это ему было важнее, чем просто убить помещика.

Своим самоубийством он принес себя в жертву, чтобы пробудить барское сознание, заставить его почувствовать, что у Якова тоже есть душа, способная страдать.

Недооцененную рабскую преданность выведет и Чехов в пьесе "Вишневый сад", в образе лакея Фирса. Но тот даже не осознает себя преданным, не возмущается, а тихо смиряется со своей малозначительностью, больше приближаясь в этом плане к лакею Ипату из главы "Последыш" поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.

Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!