Найти тему
Катехизис и Катарсис

Электричество в Древнем Египте

Всем известно, что привычную нам батарейку изобрел Алессандро Вольта в 1800 году. Однако, часть археологов считает иначе и сейчас я расскажу, почему.

В 1938 году немецкий археолог Вильгельм Кениг впервые описал сосуд, найденный в Куджут-Рабу, что под Багдадом. Возраст артефакта оценивают примерно в 2000 лет, а представляет собой он глиняный сосуд высотой около 14 см с битумной пробкой. Через верхнюю часть пробки проходит железный стержень, который окружен медным цилиндром. Причем стержень цилиндра не касается. Внутри, судя по исследованиям, могло находится некое кислотное вещество – уксус или вино. "Верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, но полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толщиной примерно три миллиметра" – позже напишет он в своей книге «В потерянном раю».

В 1940 году немец опубликовал статью, в которой утверждает, что сие «устройство» похоже на электрическую батарейку – ему казалось, что все очевидно – есть катод и анод, а электролит просто не мог сохранится из-за древности артефакта.

После войны американскими исследователями из Главной лаборатории Высокого Напряжения в Массачусетсе был проведен ряд исследований, в ходе которых было доказано, что сосуд-устройство работает и может при заполнении электролитом (использовали виноградный сок) давать напряжение в 2 вольта. Зачем электричество в бронзовом веке? Греки, например, использовали живого электрического угря для лечения подагры, а вавилоняне использовали электрических скатов для местной анестезии.

Версию Кенига подтвердили и в Университете Северной Каролины. Там экспериментировали с пятипроцентным винным уксусом, точной копией «батарейки» и получили напряжение в 0,5 вольта.

Также существует интересная теория про электрическое освещение в Древнем Египте. Так, некоторые исследователи считают, что на рельефе из храма богини Хатор в Дендере (создан во времена царицы Клеопатры) изображена колба электрической лампы (фото в конце заметки). С одной стороны, это может объяснить отсутствие копоти в темных коридорах и комнатах древних сооружений. С другой стороны… Ну, как-то странно по одному рисунку выстраивать столь глобальную теорию.

Стоит отметить, что время создания «батарейки» относят к временам существования Парфии. Парфяне, конечно, много чем известны (нет), но вот в научных прорывах замечены до сих пор не были. Да и такой артефакт был найден всего один. Да и не найден, а «раскопан» в подвалах музея (а может быть и куплен у черных археологов). Странно всё это, ну да ладно.

Вот, к примеру, у индусов в «Адастии Самхите» есть такое описание: «…положите хорошо очищенную медную пластинку в глиняный горшок. Накройте ее сначала сульфатом меди, а потом влажными опилками. Далее сверху следует положить цинковую пластину, амальгированную ртутью. Контакт этих пластинок даст энергию, которая известна под названием Митра-Варуна. Эта энергия расщепляет воду на Пранаваю и Уданаваю.» Если принять, что Митра-Варуна – это анод и катод, то в этой книге мы находим инструкцию по созданию батарейки.

Однако главным во всем этом остается один единственный вопрос: если люди еще в древние времена изобрели батарейки и лампы накаливания – куда они все это дели? Прости, Цезарь, мы все пролюбили? Так что изобретение «батарейки» в бронзе является всего лишь одной из недоказанных гипотез.

Тем более, что в 2003 году, в ходе войны с США, большая часть артефактов из Национального музея Ирака бесследно исчезла. Как и багдадская батарейка. Теперь можно строить различные теории, но догадаться что это – искусная подделка немецкого археолога, работа «попаданца» из будущего, банальный сосуд для хранения свитков или действительно батарейка – мы не можем.

Автор - Александр Горячев

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2

Наука
7 млн интересуются