Найти тему
ИТБРИ/itbri.ru

Переход на отечественные решения: что сделано и что сдерживает?

Тренд на импортозамещение ИТ в России усиливается с каждым годом, благодаря поддержке со стороны регулятора и активному вовлечению игроков рынка в построение новой экосистемы.

В национальной программе «Цифровая экономика РФ» зафиксированы целевые показатели импортозамещения ИТ: к 2024 году доля отечественного софта в госструктурах должна составить 90% и в госкомпаниях — 70%. Государство все активнее стимулирует переход органов власти и компаний с госучастием на отечественные программные продукты. В их случае это уже обязательное мероприятие дорожных карт развития. В госзакупках последних лет выбор нероссийского ПО для задач госорганов становится предметом серьезного внимания (и, как правило, заканчивается оспариванием со стороны регуляторов – исходя из Постановления Правительства №1236 о запрете закупок зарубежного ПО)

Все больший интерес к российским разработкам проявляют крупные нефтегазовые, энергетические, транспортные компании, а также банки. Во многом это обусловлено задачами информационной безопасности (в т.ч. соблюдения требований №152-ФЗ) и риск-менеджмента затем, чтобы обеспечить непрерывность бизнеса при возможном попадании организации в санкционные списки (в этом случае компанию отключают от доступа к зарубежному облачному сервису, ограничивают в возможности закупок зарубежных продуктов, а также в поддержке ранее внедренных решений западных вендоров).

По данным Максима Акимова (зам. председателя правительства в 2019 г.), на конец 2019 года расходы госкомпаний на российский софт в 2019 году составили около 10 млрд рублей, при целевом показателе на 2020 год - 82 млрд рублей, на 2021 - 150 млрд рублей.

Закупки отечественного офисного ПО и антивирусного ПО для всех федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) с 2019 г. централизованно проводит Минкомсвязи. Так, в 2019 году для органов власти было закуплено 220 тыс. офисных российских пакетов и 520 тыс. антивирусных приложений на сумму более 1 млрд рублей. 80% - ПО «Лаборатории Касперского» (409 тыс. лицензий), 20% – «Доктор Веб» (106 тыс. лицензий). 70% (150 тыс. штук) – «МойОфис» компании «Новые облачные технологии, 30% (70 тыс. штук) – «Р7-офис».

Федеральный закон №188, запрещающий приобретение импортного софта российским органам власти, был принят в 2015 году. Предлагающий ему альтернативу единый реестр российского программного обеспечения заработал с 2016 года. В том же году был принят план перехода на отечественный софт, регламентирующий дедлайн для органов власти и компаний с госучастием – 2025 год.

В 2019 году Счетная палата выявила, что 96% госведомств используют ИТ-решения, не входящие в Реестр российского ПО, 99% - серверы управления базами данных от зарубежных вендоров или Open Source СУБД, более 82% - зарубежные почтовые серверы. Для сравнения: в сегменте систем информационной безопасности три четверти используемой продукции были российского происхождения. Всего сумма нарушений при закупке иностранных программ составила 3,3 млрд.

-2

Зависимость крупных организаций от зарубежных программных продуктов накапливалась много лет – на внедренных системах завязано множество значимых процессов, что с самого начала сдерживало массовое импортозамещение в корпоративном сегменте, а также среди госкомпаний. При том, что реестр предлагает уже достаточно широкий спектр продуктов, их «портфель» все еще не сбалансирован – в одной категории может быть представлено множество систем одного класса, а в другой их количество ограничено. До сих пор нет полноценных «стековых» решений для миграции. При этом в реестр могу попадать «полупродукты» (прикладное ПО на основе открытого кода или продукты на базе зарубежного софта в отечественной «обертке»).

Российскими разработчиками накоплен существенный опыт создания специализированных решений – но преимущественно это продукты уровня СМБ. Все еще сохраняется отставание от зарубежных решений на Enterprise уровне – в т.ч. в части масштабирования (тот или иной продукт может не потянуть промышленные нагрузки, нет опыта их тестирования на десятках тысяч рабочих мест).

Проекты миграции остаются высокозатратными (экономически выгоднее оставаться на крупном контракте с зарубежным вендором, который покрывает целый ряд систем – и в итоге отдельная система обходится дешевле, просто за счет эффекта масштабирования). В том числе приходится дублировать ресурсы – нужны специалисты как по работе с импортным ПО, так и по настройке и пуско-наладке российской замены.

Отсутствуют проработанные методики перехода на отечественное ПО, с расчетами по окупаемости этого процесса в средне и долгосрочной перспективе. По-прежнему сложна интеграция – необходимо обеспечить совместимость устанавливаемого отечественного ПО с другим софтом, использующимся в организации. Есть проблемы с совместимостью новых отечественных разработок со старым «железом». Пока не выстроены горизонтальные связи между отечественными вендорами, нет сформированной экосистемы - в т.ч. в части подготовки/переобучения специалистов (по обслуживанию, поддержке, развитию), а также пользователей (которые на своем уровне могут саботировать проект миграции). Все эти вопросы российским компаниям, разрабатывающим ПО, только предстоит решить.

ИТБРИ - хотим сделать IT ближе к бизнесу

#итбри

itbri.ru

Источник