Найти тему
Дамский блокнот

Рассказы бывшей челночницы.

https://proza.ru/readers.html?atamanova
https://proza.ru/readers.html?atamanova

Глава 1.

Как всё начиналось.

В девяностые полстраны стояло на рынках. Учителя,воспитатели, инженеры, научные сотрудники, рабочие... Ранее считавшаяся спекуляция получила новое название - бизнес. А бизнесом заниматься не так зазорно. Новая прослойка общества формировалась ускоренными темпами, прямо пропорционально закрытию НИИ и заводов. При удачном раскладе и " ходовом" товаре можно было стать миллионером...или потерять последнее.

Глава 2.

Места.

А места на провинциальном рынке давно распределены .Надо внести ясность: есть "ходовые" места и " не ходовые".Вот на ходовых стоят те , кто давно начал, т. е в самом начале девяностых. Нередко челночное утро начиналось со скандала и драки за места, при этом оппоненты вспоминали криминальных авторитетов , а также степень знакомства или родства с ними. Порой это было решающим аргументом и играло ключевую роль в "схватке". Обычное явление.

Глава 3.

Путь.

Собственно, а почему челнок?- спросите вы. Жизнь челнока - это постоянное движение по определённой схеме. Цикл начинается около полуночи в воскресенье на железнодорожной станции провинциального городка в Предуралье. Постепенно вокзал заполняется челноками всех уровней: от "асов" до "начинающих". К назначенному времени на перрон высыпают преимущественно женские фигуры с небольшими металлическими тележками , которые в свою очередь плотно обмотаны резинками с крючками.

Поезд стоит недолго, минут десять. До Москвы - тридцать шесть часов в пути. Через полчаса в вагонах воцаряется тишина. Свет приглушен. Слышится четкий ритм колес .

Более "богатые" челноки едут в купейных , а "середнячки" в плацкартных.

Вообще, как говорится, челнок - челноку рознь. Опытные челноки начинающих чурались. В особенности если с одного города. Как же, конкуренты.

Богатые челноки в поезде шиковали: ели копчёную московскую колбасу, жареных кур,пили хороший растворимый кофе Нескафе, а кто победнее заваривали одноразовую лапшичку, и чай что подешевле.

На станции Рузаевка богатые челноки выбегали купить колбасы. Аромат мясного лакомства быстро распространялся по вагону.

Поезд прибывал в Москву рано утром. Метро ещё закрыто. На подступах к нему многочисленной толпой стоят челночницы с тележками наперевес, словно многотысячное многонациональное женское войско готовое к невидимому бою.

Глава 4.

Челночные истории.

Грузная женщина средних лет с характерным оканьем рассказывала свою историю всем присутствующим челночницам в момент ожидания открытия метро.

- Родила, значит я двойню.

Три дня, как положено в роддоме пролежала. День выписки. Глянь ,а мужик не пришёл. Чо делать? Во что заворачивать робят? Пожалели меня медсестры- дали кой- какие пеленки. Замотали вобщем робят.

Идти на другой конец города. Осень. Несу. Один в левой руке, другой в правой. А робята ножками дрыгают . Я задерну пелёнку одному, а глянь у другого уж ноги голые. Иду , взмокла вся. Реву.

В этот момент дверь в метро открылась и челночницы интернациональной толпой устремились к следующему этапу цикла.

Глава 5.

Место встречи под буквой Ж.

Изрядно намотавшись по Лужникам, челноки уже груженые баулами медленно выходили к выходу из спортивного комплекса - по совместительству вещевого рынка . Провинциальные челноки с Предуралья обычно встречались по буквой Ж.

Кто шел с тяжёлой поклажей в метро, кто заказывал такси, кто поджидал знакомых.

В метро с баулами было неудобно. В этот момент нужно быть предельно осторожным.Челноки в данный момент были предельно уязвимы для местного криминала. Словно мишень. Под видом помощи могли запросто ограбить.

Коренные москвичи не очень жаловали челноков. Очень часто можно было услышать в свой адрес : "Понаехали", "Москва не резиновая, ну сколько вас там"...

Как - то около входа в Лужники , под буквой Ж, стояла немногочисленная группа провинциальных челноков. Говорили за жизнь: - Ты знаешь, Тань. Всё равно смотрят на нас, косятся. Вот уж и платье надела, и туфли , и прическу навела- всё равно смотрят. На лбу что ли написано , что не с Москвы...

- У них нюх на лимиту. Самосохраняются.- иронично заметил дядя Петя , выпуская в воздух серию идеально ровных дымовых колец от сигареты Камел.

Светлана Атаманова
Светлана Атаманова

Глава 6.

Без тапочек.

Следующий этап пути - железнодорожный вокзал. Ждать прилично. Поезд приходит около полуночи. Всё пространство зала ожидания заполнено сумками и баулами. Уставшие челноки ведут неторопливые разговоры.

- Чё, новенькая? - деловито спросила полная пожилая женщина одиноко стоящую и бедно одетую женщину .

- Ага, недавно начала, заняла тыщёнку - и алга. - оправдываясь промямлила собеседница.

- А ты , это поздно начала , не надо было и начинать, а то можно и без тапочек остаться. - с предостережением заметила тётя Маня.

- Чё делать, жить - то надо, может и мне повезёт.- смущённо улыбнулась начинающая челночница.

Полная пожилая женщина - это тётя Маня, бывший кондуктор. Успешно начав челночный бизнес в 1991 году - купила трешку в центре города, машину,дачу.

В 1998 году в стране произошел дефолт и тётя Маня обанкротилась. Люди помогали тёте Мане кто чем может: продуктами, одеждой и обувью... В результате сейчас живёт в доме престарелых.Её пророческие слова сбылись странным образом...

Светлана Атаманова
Светлана Атаманова

Глава 7.

И снова в путь.

Посадка в поезд с баулами- это квест с многочисленными препятствиями. Здесь самое главное первым добежать до посадочного места и рассовать баулы во все доступные пространства под полками и над полками. Ибо

территория плацкарта ограничена. Особое преимущество имеют пассажиры нижних полок: под спальным местом - вместительный ящик, обеспечивающий сохранность товара .

Небольшие разногласия обычно быстро разрешаются и уставшие челноки погружаются в долгожданный сон.

Во время пути постоянно проходят торговцы газетами и журналами. Почему- то они почти всегда общаются жестами. Может быть глухие?

На станции Гусь Хрустальный в вагон заходят продавцы люстр, рюмочек, фужеров и прочей стеклянно- хрустальной продукции.

Почти на каждой станции продают "наборы для перекуса". В девяностые это был целлофановый пакет с пятью вареными картофелинами и горстью квашеной капусты или с парой солёных огурцов. Этакий "домашний аромат".

-4

Глава 8.

На круги своя.

Поезд приходит в провинциальный городок рано утром. Челноки стройными рядами покидают перрон. Кого- то встречают на машине, кто - то тащит свою тележку с баулами по ночному городу самостоятельно.

-Света, а помнишь мы уезжали в воскресенье ещё золотая осень была. А сегодня четверг и всё листья пожухли. - спросила молоденькая блондинка.

- Да, странно , всего три дня, а как будто целая жизнь прошла. - отозвалась пожилая попутчица, дёргая застрявшую тележку в неровном асфальте. Две женские фигуры с гружеными тележками медленно шли по ночному шоссе. По улице ритмичным эхом разносился звук скрипящего тележечного колеса .

Через три часа челноки с обновленным товаром встретят жителей города на центральном рынке. Цикл завершён.

28.11.20.

Светлана Атаманова

(Лана Маркес)

Бугульма

Татарстан

© Copyright: Светлана Атаманова11, 2020

Свидетельство о публикации №220112900948

Книга📘⬇️

https://www.litres.ru/svetlana-atamanova/rasskazy-byvshey-chelnochnicy-memuary/

Альтернативный сайт⬇️📘📚

https://proza.ru/readers.html?atamanova