Глава 1.
Как всё начиналось.
В девяностые полстраны стояло на рынках. Учителя,воспитатели, инженеры, научные сотрудники, рабочие... Ранее считавшаяся спекуляция получила новое название - бизнес. А бизнесом заниматься не так зазорно. Новая прослойка общества формировалась ускоренными темпами, прямо пропорционально закрытию НИИ и заводов. При удачном раскладе и " ходовом" товаре можно было стать миллионером...или потерять последнее.
Глава 2.
Места.
А места на провинциальном рынке давно распределены .Надо внести ясность: есть "ходовые" места и " не ходовые".Вот на ходовых стоят те , кто давно начал, т. е в самом начале девяностых. Нередко челночное утро начиналось со скандала и драки за места, при этом оппоненты вспоминали криминальных авторитетов , а также степень знакомства или родства с ними. Порой это было решающим аргументом и играло ключевую роль в "схватке". Обычное явление.
Глава 3.
Путь.
Собственно, а почему челнок?- спросите вы. Жизнь челнока - это постоянное движение по определённой схеме. Цикл начинается около полуночи в воскресенье на железнодорожной станции провинциального городка в Предуралье. Постепенно вокзал заполняется челноками всех уровней: от "асов" до "начинающих". К назначенному времени на перрон высыпают преимущественно женские фигуры с небольшими металлическими тележками , которые в свою очередь плотно обмотаны резинками с крючками.
Поезд стоит недолго, минут десять. До Москвы - тридцать шесть часов в пути. Через полчаса в вагонах воцаряется тишина. Свет приглушен. Слышится четкий ритм колес .
Более "богатые" челноки едут в купейных , а "середнячки" в плацкартных.
Вообще, как говорится, челнок - челноку рознь. Опытные челноки начинающих чурались. В особенности если с одного города. Как же, конкуренты.
Богатые челноки в поезде шиковали: ели копчёную московскую колбасу, жареных кур,пили хороший растворимый кофе Нескафе, а кто победнее заваривали одноразовую лапшичку, и чай что подешевле.
На станции Рузаевка богатые челноки выбегали купить колбасы. Аромат мясного лакомства быстро распространялся по вагону.
Поезд прибывал в Москву рано утром. Метро ещё закрыто. На подступах к нему многочисленной толпой стоят челночницы с тележками наперевес, словно многотысячное многонациональное женское войско готовое к невидимому бою.
Глава 4.
Челночные истории.
Грузная женщина средних лет с характерным оканьем рассказывала свою историю всем присутствующим челночницам в момент ожидания открытия метро.
- Родила, значит я двойню.
Три дня, как положено в роддоме пролежала. День выписки. Глянь ,а мужик не пришёл. Чо делать? Во что заворачивать робят? Пожалели меня медсестры- дали кой- какие пеленки. Замотали вобщем робят.
Идти на другой конец города. Осень. Несу. Один в левой руке, другой в правой. А робята ножками дрыгают . Я задерну пелёнку одному, а глянь у другого уж ноги голые. Иду , взмокла вся. Реву.
В этот момент дверь в метро открылась и челночницы интернациональной толпой устремились к следующему этапу цикла.
Глава 5.
Место встречи под буквой Ж.
Изрядно намотавшись по Лужникам, челноки уже груженые баулами медленно выходили к выходу из спортивного комплекса - по совместительству вещевого рынка . Провинциальные челноки с Предуралья обычно встречались по буквой Ж.
Кто шел с тяжёлой поклажей в метро, кто заказывал такси, кто поджидал знакомых.
В метро с баулами было неудобно. В этот момент нужно быть предельно осторожным.Челноки в данный момент были предельно уязвимы для местного криминала. Словно мишень. Под видом помощи могли запросто ограбить.
Коренные москвичи не очень жаловали челноков. Очень часто можно было услышать в свой адрес : "Понаехали", "Москва не резиновая, ну сколько вас там"...
Как - то около входа в Лужники , под буквой Ж, стояла немногочисленная группа провинциальных челноков. Говорили за жизнь: - Ты знаешь, Тань. Всё равно смотрят на нас, косятся. Вот уж и платье надела, и туфли , и прическу навела- всё равно смотрят. На лбу что ли написано , что не с Москвы...
- У них нюх на лимиту. Самосохраняются.- иронично заметил дядя Петя , выпуская в воздух серию идеально ровных дымовых колец от сигареты Камел.
Глава 6.
Без тапочек.
Следующий этап пути - железнодорожный вокзал. Ждать прилично. Поезд приходит около полуночи. Всё пространство зала ожидания заполнено сумками и баулами. Уставшие челноки ведут неторопливые разговоры.
- Чё, новенькая? - деловито спросила полная пожилая женщина одиноко стоящую и бедно одетую женщину .
- Ага, недавно начала, заняла тыщёнку - и алга. - оправдываясь промямлила собеседница.
- А ты , это поздно начала , не надо было и начинать, а то можно и без тапочек остаться. - с предостережением заметила тётя Маня.
- Чё делать, жить - то надо, может и мне повезёт.- смущённо улыбнулась начинающая челночница.
Полная пожилая женщина - это тётя Маня, бывший кондуктор. Успешно начав челночный бизнес в 1991 году - купила трешку в центре города, машину,дачу.
В 1998 году в стране произошел дефолт и тётя Маня обанкротилась. Люди помогали тёте Мане кто чем может: продуктами, одеждой и обувью... В результате сейчас живёт в доме престарелых.Её пророческие слова сбылись странным образом...
Глава 7.
И снова в путь.
Посадка в поезд с баулами- это квест с многочисленными препятствиями. Здесь самое главное первым добежать до посадочного места и рассовать баулы во все доступные пространства под полками и над полками. Ибо
территория плацкарта ограничена. Особое преимущество имеют пассажиры нижних полок: под спальным местом - вместительный ящик, обеспечивающий сохранность товара .
Небольшие разногласия обычно быстро разрешаются и уставшие челноки погружаются в долгожданный сон.
Во время пути постоянно проходят торговцы газетами и журналами. Почему- то они почти всегда общаются жестами. Может быть глухие?
На станции Гусь Хрустальный в вагон заходят продавцы люстр, рюмочек, фужеров и прочей стеклянно- хрустальной продукции.
Почти на каждой станции продают "наборы для перекуса". В девяностые это был целлофановый пакет с пятью вареными картофелинами и горстью квашеной капусты или с парой солёных огурцов. Этакий "домашний аромат".
Глава 8.
На круги своя.
Поезд приходит в провинциальный городок рано утром. Челноки стройными рядами покидают перрон. Кого- то встречают на машине, кто - то тащит свою тележку с баулами по ночному городу самостоятельно.
-Света, а помнишь мы уезжали в воскресенье ещё золотая осень была. А сегодня четверг и всё листья пожухли. - спросила молоденькая блондинка.
- Да, странно , всего три дня, а как будто целая жизнь прошла. - отозвалась пожилая попутчица, дёргая застрявшую тележку в неровном асфальте. Две женские фигуры с гружеными тележками медленно шли по ночному шоссе. По улице ритмичным эхом разносился звук скрипящего тележечного колеса .
Через три часа челноки с обновленным товаром встретят жителей города на центральном рынке. Цикл завершён.
28.11.20.
Светлана Атаманова
(Лана Маркес)
Бугульма
Татарстан
© Copyright: Светлана Атаманова11, 2020
Свидетельство о публикации №220112900948
Книга📘⬇️
https://www.litres.ru/svetlana-atamanova/rasskazy-byvshey-chelnochnicy-memuary/
Альтернативный сайт⬇️📘📚