Снова одна из моих любимиц, Лавиния Лонд, выдала интересную мысль.
Мысль первая. «Мода всегда элитарна (С) Лавиния Лонд.»
Мода не всегда элитарна. Мода порой приходит на подиум с улицы. И совершенно очевидно, что Яна Мазо (Лавиния) абсолютно не знакома с манифестом «Антимода», который издала известный тренд-прогнозист Лидевью Эделькорт. Которая никогда не ошибалась и самым модным на сегодняшний день считает гибель моды в ее современном смысле.
«Современные потребители – по сути сами себе дизайнеры, считает эксперт. Они комбинируют вещи не только между собой, но и со своим телом. Татуировки – это новые принты, прическа – чистая условность. Людям интересна каждая вещь и каждая вещь должна быть индивидуальной и оригинальной. Такой подход к гардеробу говорит о том, что впереди возрождение кутюра в историческом смысле этого слова, отмечает Эделькорт. Ведь не случайно Schiaparelli уже запустили коллекцию pret-a-couture с целью сделать кутюр ближе широкой аудитории.» (С)
Итак, об элитарности моды теперь не может быть и речи.
Мысль вторая. «Само понятие стиля не подразумевает обеспечивания базовых потребностей. Это надстройка над ними, роскошь.» (С) Лавиния
Есть ли стиль у людей на этом фото?
Конечно! Стиль нищей женщины – этно + классика (прическа). Забавно, правда? + спорт – это ее сумка. Стиль, в котором одеты дети (и одна плохо воспитанная девочка))) – классика + спорт. А где роскошь, ведь Лавиния утверждает, что если есть стиль, то и роскошь есть? А роскошь – это один из стилей. Так что домашний гуру Лавиния снова запуталась в рассказе о том, как быть стильной или модной. Или и то, и другое сразу :-)))
Мысль 3: А как же быть с шубами, на примере которых Лавиния не слишком убедительно рассказывает о том, что теперь модно быть одетым вне сезона? Если у вас есть куда пойти в шубе и туфлях, да еще рядом автомобиль – почему нет? А если есть куда пойти в шубе и кедах/ уггах/ сапогах, значит, вы принадлежите к людям, которых называют богемой, скорее всего. Их стиль называется «авангард». И ничего общего с обещанной Лавинией роскошью авангард не имеет. Пример: героиня С-Дж. Паркер, Керри Брэдшоу:
Вряд-ли кто-то, считающий, что роскошь это его стиль, наденет такой комплект. А шуба есть. И стиль есть. Утилитарно? Да. Модно? Авангард всегда в моде.
Мысль 4. «Как только включаются переменные – необходима защита от холода, защита от загрязнения, утилитарность, немаркость, долгая служба – стиль и мода исчезает.» (С) Лавиния.
Если бы Лавиния была права, горе тем, у кого нет денег на стиль! И если бы она была права, стиль тех, кто носит одежду, защищающую от холода, загрязнения, утилитарную, немаркую и служащую долго, не были бы носителями идей для дизайнеров От Кутюр.
Защита от холода – этническая одежда эскимосов, парка. Тренд 2013 года. Стиль есть, вещь не роскошная, утилитарная.
Защита от загрязнения – одежда бедуинов. Карл Лагерфельд показал свою коллекцию на эту тему именно в Арабских эмиратах в 2015 году.
Роскошно? Если от Chanel, то роскошно. Но по фасону вполне доступно и не от Chanel. Значит, утилитарно. Мадемуазель любила, когда ее изделия копировали. Она говорила: «Если тебя копируют, значит любят!»
И как раз Шанель начала мерить моду утилитарностью. На этом продержалась всю свою долгую карьеру – с 1 Мировой войны до своей смерти в 1971 году, когда ей было 87 лет. Утилитарными были ее первые наряды, которые покупали аристократки для работы в госпиталях, утилитарно было ее маленькое чёрное платье – «наряд для всего и всех, несмотря на особенности фигуры», утилитарным был ее знаменитый костюм.
И поэтому роскошь это не мода. Роскошь – лишь часть моды. Роскошь это определенный стиль. С абсолютно четкими параметрами: отличное качество материалов, ограниченное количество экземпляров (либо индивидуальное изготовление), даже оттенки цвета у роскоши абсолютно определенной гаммы. Пример – цвет, который применяют как символ роскоши, пурпур. Цвет, который добывался из раковин моллюсков в Древней Греции, в городах Сидон и Тир. Ткани, окрашенные с трудом добытым красителем, носили только очень богатые и знатные люди. Из греческих источников – в таких мантиях ходили Агамемнон (Илиада) и Одиссей. Пурпурную порфиру (мантию) носили византийкие императоры. И теперь пурпур символ роскошных платьев или другой одежды.
Роскошно? Да. Утилитарно? Нет. Это платье именно в роскошном стиле, подразряд стиля «романтика» и отчасти стиля «драма».
Итак, мы отделили понятия. Мода может быть утилитарной, роскошь – только роскошной. И хочется напомнить, что позволить себе ненужные покупки вроде мастер-класса о стиле от домохозяйки – это роскошь. Но никто не богат настолько, чтобы покупать ненужное.