Найти в Дзене
Православная Жизнь

Вифлеемские младенцы – что нам известно о преступлении Ирода

Оглавление
Иисус Христос  и Вифлеемские мученики. Икона
Иисус Христос и Вифлеемские мученики. Икона

В череде веселых святочных дней вклинивается одно трагическое событие – день памяти младенцев, убитых в Вифлееме по приказу царя Ирода. Какой смысл имела эта трагедия, произошедшая две тысячи лет назад, и чему учит она людей, живущих в XXI веке?

Ирод Великий

Каждый, кто начинает знакомиться с христианством и впервые читает Евангелие от Матфея, возмущается жестокостью поступка Ирода. В самом деле, к моменту, когда он узнаёт от волхвов о рождении нового царя, Ироду уже далеко за шестьдесят. Его политическая карьера, начавшаяся в 40 году до н. э. с занятия поста губернатора Галилеи, была близка к завершению.

Иудейский царь Ирод Великий
Иудейский царь Ирод Великий

Опасаться, что новорождённый младенец способен сместить его с места царя Иудеи, было довольно абсурдно. Можно предположить, что отец семейства берёг вакансию для наследников, но казнь трёх собственных сыновей – Александра, Аристовула и Антипатра – не оставляет надежд на чадолюбие тирана. Вероятнее всего, несчастный царь стал жертвой собственной подозрительности и страха.

К.Валерио. Избиение младенцев
К.Валерио. Избиение младенцев

Сколько было младенцев?

Евангелие не сообщает точно, сколько детей было казнено, но археологические данные указывают на 200, а церковное предание сохранило число 14000. Современные исследователи оспаривают столь значительное количество жертв, поскольку в небольшом Вифлееме не могло проживать столько народа. Однако учитывая скопление людей, пришедших на перепись, ситуация с населённостью города могла сильно измениться – недаром Деве Марии с Иосифом не нашлось места в гостинице.

Н.Пуссен. Избиение младенцев
Н.Пуссен. Избиение младенцев

Напрасная жертва?

Вопрос о смысле казни невинных детей вставал с первых веков существования христианства. Епископ Артемий (Радославлевич) так писал по этому поводу:

«Преступление Ирода против невинных детей совершилось не без предвидения и попущения Божиего. <…>Вифлеемские младенцы, если бы продолжили жить, обязательно бы столкнулись в своей жизни со множеством невзгод. <…> Несчастья и страдания очищают нас от грехов и доставляют нам награду. Но перенесли бы столь же героически эти младенцы все жизненные невзгоды, как перенесли они смерть, – вот в чем сложнейший вопрос и огромный риск. Они своим страданием вложили меньшее (хотя и самое большее, что имели в этом мире, – жизнь), дабы приобрести все – бессмертие и вечную жизнь в Царстве Небесном. Поэтому воистину они не претерпели никакого ущерба. <…>Наконец, когда многие сомнения и вопросы обуревают нас со всех сторон, когда мы видим бедствия, на первый взгляд незаслуженные, и не постигаем их смысла, и теряемся в недоумении, мы должны со смирением вспомнить слова Иисуса Христа, обращенные к апостолу Петру: “Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих” (Ин. 13: 7)».

Епископ Артемий (Радославлевич)
Епископ Артемий (Радославлевич)

Дело Ирода живёт и побеждает?

Недавно ушедший из жизни известный проповедники протоиерей Дмитрий Смирнов придавал дню памяти Вифлеемских младенцев особое значение, ведь преступление Ирода сегодня повторяют миллионы благопристойных обывателей. Он справедливо напоминал, что в нашей стране каждый четвёртый малыш погибает по воле собственных родителей, а приговор приводят в исполнение не суровые солдаты Римской империи, а врачи – представители «самой гуманной профессии».

Отец Дмитрий считал, что причина бедствий, постигших наше Отечество в ХХ веке, кроется не в политике или экономике, не в международных заговорах и интригах, а в собственных грехах, и, в первую очередь, грехе детоубийства:

«У людей давно, со времен Адама, в обычае убивать друг друга. <…>Но вот до убийства своего собственного дитяти надо было еще дойти. И над тем, чтобы воспитать человека, который считает, что убийство младенца – дело не только не ужасное, но нужное и полезное – потрудились многие: философы и врачи, учителя и политики, мамы и папы. Сколько аргументов против дитяти: нужно ведь сначала институт (сейчас часто школу) закончить, или замуж выйти, или диссертацию защитить, или просто жизненные условия такие, что, дескать, нельзя иметь детей. Логичней всего, конечно, их убить. <…>Этих маленьких людей у нас убивают <…> за Христа. Их убивают, чтобы не исполнять заповедь Божию. Каждый ребенок – помимо радости (а дитя всегда радость), - это еще и труд, и ответственность. А никто не хочет трудиться и нести ответственность, поэтому, конечно проще – убить».

Е.Риекстиня. Инсталляция в память о нерожденных младенцах  в Риге.
Е.Риекстиня. Инсталляция в память о нерожденных младенцах в Риге.

Необходимо, полагал батюшка, как можно скорее осознать беду, и всеми силами препятствовать её разрастанию. Ответственность за детоубийство несут не только сами женщины, но и окружающие люди, поэтому каждый, по мере сил, должен противостоять злу: распространять правдивую информацию об аборте, стараться отговорить и поддержать родителей, которые готовы совершить этот шаг, а все, кто совершил детоубийство, или причастен к нему, должны молиться о прощении греха.