Найти тему
Православная Жизнь

Как в Византии записывали молитвы

Оглавление
Апостол - евангелист Марк. Икона XII в.
Апостол - евангелист Марк. Икона XII в.

Современный человек давно привык к доступности информации – художественную и специальную литературу, учебники и даже молитвословы сегодня можно прочитать как на бумажных, так и на электронных носителях. Совсем иначе обстояло дело до изобретения книгопечатания, когда все тексты переписывались от руки. Например, в Византии этим занимались специально обученные люди.

Рабочее место и инструменты писца

Рабочее место писца было специально оборудовано: чернильницы, сделанные из слоновой кости, металла или камня, изысканно украшались изображениями или надписями, каламы – перья для письма – делали из тростника. Обязательным инструментом был резец для заточки каламов. Для разлиновки листа употребляли острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. Графит для этого впервые применили в 1125 году.

В первые четыре века от Рождества Христова чаще для записи использовали свитки, поэтому писцы клали их себе на колени и работали, закрепив при помощи маленькой скамеечки. К V – VI векам стали появляться рабочие столы, и постепенно они полностью вытеснили письмо на коленях.

Чем писали?

Для письма использовали железо-галловые чернила, цвет которых зависел от добавления в них солей медного и железного купороса в различных пропорциях. По мнению современных исследователей, византийские писцы и художники добавляли в чернила также гумми-арабик – смолу, выделяемую некоторыми видами акации.

Золотые и серебряные чернила готовили, тщательно перемешивая стертый в мелкий порошок листовой металл с различными связующими — яичным белком, камедью, рыбьим или пергаменным клеем.

Типы письма

В Византии существовали два типа письма:

  • основное – унциальное, характерное для раннего периода,
  • минускульное, пришедшее на смену ему в IX веке.

Унциальное письмо (от латинского uncus – «крюк, изогнутый»), отличалось обособленным расположением крупных букв. В основе каждой из них лежал круг, квадрат или равнобедренный треугольник. Обязательным условием была их одинаковая высота, для верности буквы подравнивали с помощью линейки. Слова не имели надстрочных знаков и не отделялись друг о друга.

Пример унциального письма
Пример унциального письма

В IX веке буквы постепенно буквы стали писать более тонкими, иногда под наклоном. Такой стиль, сохранившийся несколько веков для дорогих богослужебных книг и молитвословов, получивший название косой унциал или полуунциал, просуществовал несколько столетий. К этому времени начали появляться надстрочные знаки и знаки препинания.

Пример полуунциального письма
Пример полуунциального письма

Минускульное письмо(от латинского minusculus — «маленький»)

известное со II века по папирусам, получило широкое распространение только в IX веке. Написание букв должно было укладываться в четыре горизонтальные линии: внутренние ограничивали «тело» буквы, а наружные – «хвосты» и оси. Все буквы писались только строчными, прописных не существовало. Этот тип письма позволял писцу работать гораздо быстрее.

-4

Пример минускульного письма

Художественные особенности Византийской книги

Важнейшим элементом византийских книг были иллюстрации и художественные вставки. Миниатюры, заставки, инициалы византийских кодексов отличала удивительная чистота красок, яркость и в то же время изысканность цветосочетаний. Для получения сложных оттенков художники смешивали краски. Основой служили химические соединения, которые они готовились из минералов, химических соединений и растительных вытяжек.

Пример оформления Византийской книги
Пример оформления Византийской книги

В Византии бережно относились к книжному делу – мастерские существовали при монастырях и библиотеках. Книг переписывалось мало, и они были чрезвычайно дороги.