Найти тему
VarТехник

Почему Merkava самый странный танк современности и как это получилось?

Оглавление

«Меркава» довольно странный, но на удивление эффективный танк, даже по современным меркам. Он интересен не только своими способностями, но и конструкцией. Казалось бы, как мог появиться ОБТ с передним расположением двигателя? Дело тут не только в специфике Израиля как страны, но и в истории создания машины.

Появление танков «Меркава».

Merkava Mk 1 поступила в войска в 1979 году. Этому способствовал отказ Британии в поставках новейших на момент 70-х ОБТ Chieftain. Причина – частые военные конфликты с участием Израиля и большие потери. США так же не могли гарантировать стабильность поставок, а одними трофеями танковый парк не восполнишь.

В результате, в течение 70-х, Израиль начал работу над собственной машиной. Руководил созданием ОБТ один из бывших танкистов – Исраэль Таль. К моменту разработки он был генерал-майором.

Что самое интересное – разработкой машины занимались конструкторы, выходцы из СССР. Это видно в некоторых технических решениях. В СССР существовала альтернативная школа танкостроения, подразумевающая размещение двигателя спереди, а башне сзади. К том же, башня имеет минимальную площадь лобовой проекции и рациональные углы наклона.

Почему Merkava стала уникальной?

Но не смотря на влияние некоторых идей СССР, танк вобрал в себя много чего от НАТО… Например, массу, тип брони, вооружение и СУО. Израиль находился под постоянным риском нападения, причём, с любой стороны, а так как СССР поддерживал арабские страны в тот период, то выхода у израильтян не было. Пушки, изначально, закупались у Британии с дальнейшим приобретением лицензии, а система управления огнём была создана по технологиям НАТО из-за доступности и сотрудничества. Дальнейшие модернизации получили пакеты модульного бронирования с композитом конструкции Chobham, а Merkava Mk 4 имеет под внешним слоем брони ещё и элементы NERA.

-3

Разумеется, танк стал уникальным из-за специфичных требований руководства… Танк должен был находиться на передовой и вести мобильную оборону в течение максимального количества времени. Для этого, в корме корпуса было предусмотрено место для второго экипажа. Об уюте речи не идёт, но пространство имеется. Его так же можно использовать для носилок с ранеными, десанта или дополнительного боезапаса.

В целях повышения надёжности, на танке был реализован модульный принцип ремонта. В полевой мастерской с «Меркавы» могут снять двигатель и трансмиссию, заменив их на новые, а повреждённые отправить в глубокий тыл для проведения восстановительных работ. Этот принцип совмещает в себе идеи НАТО и СССР.

-4

Подвеска так же стала интересным компромиссом. О её плавности говорить не приходится в силу конструкции, но простота способствует минимальным затратам во времени и силах. Сюда же можно отнести модульную броню. Танк может оставаться актуальным в течение длительного времени за счёт возможности заменить один модуль брони на другой. Не исключается изменение состава брони таким же образом.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.