«Меркава» довольно странный, но на удивление эффективный танк, даже по современным меркам. Он интересен не только своими способностями, но и конструкцией. Казалось бы, как мог появиться ОБТ с передним расположением двигателя? Дело тут не только в специфике Израиля как страны, но и в истории создания машины.
Появление танков «Меркава».
Merkava Mk 1 поступила в войска в 1979 году. Этому способствовал отказ Британии в поставках новейших на момент 70-х ОБТ Chieftain. Причина – частые военные конфликты с участием Израиля и большие потери. США так же не могли гарантировать стабильность поставок, а одними трофеями танковый парк не восполнишь.
В результате, в течение 70-х, Израиль начал работу над собственной машиной. Руководил созданием ОБТ один из бывших танкистов – Исраэль Таль. К моменту разработки он был генерал-майором.
Что самое интересное – разработкой машины занимались конструкторы, выходцы из СССР. Это видно в некоторых технических решениях. В СССР существовала альтернативная школа танкостроения, подразумевающая размещение двигателя спереди, а башне сзади. К том же, башня имеет минимальную площадь лобовой проекции и рациональные углы наклона.
Почему Merkava стала уникальной?
Но не смотря на влияние некоторых идей СССР, танк вобрал в себя много чего от НАТО… Например, массу, тип брони, вооружение и СУО. Израиль находился под постоянным риском нападения, причём, с любой стороны, а так как СССР поддерживал арабские страны в тот период, то выхода у израильтян не было. Пушки, изначально, закупались у Британии с дальнейшим приобретением лицензии, а система управления огнём была создана по технологиям НАТО из-за доступности и сотрудничества. Дальнейшие модернизации получили пакеты модульного бронирования с композитом конструкции Chobham, а Merkava Mk 4 имеет под внешним слоем брони ещё и элементы NERA.
Разумеется, танк стал уникальным из-за специфичных требований руководства… Танк должен был находиться на передовой и вести мобильную оборону в течение максимального количества времени. Для этого, в корме корпуса было предусмотрено место для второго экипажа. Об уюте речи не идёт, но пространство имеется. Его так же можно использовать для носилок с ранеными, десанта или дополнительного боезапаса.
В целях повышения надёжности, на танке был реализован модульный принцип ремонта. В полевой мастерской с «Меркавы» могут снять двигатель и трансмиссию, заменив их на новые, а повреждённые отправить в глубокий тыл для проведения восстановительных работ. Этот принцип совмещает в себе идеи НАТО и СССР.
Подвеска так же стала интересным компромиссом. О её плавности говорить не приходится в силу конструкции, но простота способствует минимальным затратам во времени и силах. Сюда же можно отнести модульную броню. Танк может оставаться актуальным в течение длительного времени за счёт возможности заменить один модуль брони на другой. Не исключается изменение состава брони таким же образом.