Трамвай – нерв города. Он не мог не попасть в многочисленные фильмы о Ленинграде и Петербурге, если город выступал их героем. Героем фильма становился и трамвай.
В знакомых и подзабытых кинолентах навсегда остались эти живые трамваи, которые многое могут нам рассказать. Вспомним несколько фильмов. В них трамвай и город такие, какими они были.
Балтийское небо (Ленфильм, реж. В. Венгеров, 1960)
В тяжелом фильме о блокаде показана сцена запуска ленинградского трамвая 15 апреля 1942 года. После суровой зимы обессилившие жители города вышли на улицы, чтобы подготовить к работе и пришедшие к неподопающему виду пути, и застывшие на них вагоны.
Это было важно и для того, чтобы поднять дух ленинградцев, и для того, чтобы освободить улицы города от накопившегося за зиму мусора на улицах.
Фильм дает редкую возможность увидеть трамвайное кольцо за Казанским собором, которое было разобрано в 1964 году, вскоре после выхода фильма. С 1952 года отсюда в Стрельну отправлялся трамвай маршрута №36. В фильме снят трамвай МС-3 номер 2170. Трамвай выпущен в 1931 году и проработал до 1989 года, пока его не передали в Музей городского электрического транспорта (ГЭТ).
Сержант милиции (Ленфильм, реж. Ф. Миронер, 1974)
Сейчас мы бы назвали этот фильм «криминальной драмой».
Молодой милиционер, служащий в отделении на Московском вокзале, оказывается в центре расследования заурядной на первый взгляд истории. Трамвай в этом кино можно смело наградить за лучшую роль второго плана. Во время бесед героев фильма в сквере на пл. Восстания (его уже нет), на заднем плане «плывут» один за другим узнаваемые «Стиляги» – трамваи ЛМ-57.
Сама же завязка сюжета – избиение молодого человека, приехавшего в Ленинград, происходит в районе Сосновой поляны, у пересечения Стрельнинской линии с железнодорожной веткой на ЛЭМЗ. Фильм нам сохранил и вид этой линии в 1970-х годах, и еще один известный ленинградский трамвай – «Аквариум» (ЛМ-68).
Музейным нам предстает основательный павильон остановки (сейчас – «Улица Пионерстроя»), похожий на небольшой вокзал. Построен после войны и утрачен уже в наше время. К павильону подъезжает 36-й трамвай - ЛМ-68, сдвоенный по СМЕ (система многих единиц).
Знатоки возразят, что от Московского вокзала не было прямого маршрута до Стрельны, как это мы видим в фильме. Согласимся. Но до войны предшественник 36-го маршрута – 28-й – ходил ровно так! От площади Восстания до Стрельны, 1,5 часа в пути, 40 остановок.
Вторая серия фильма в своем начале разворачивает нам панораму трамвайного парка, заполненного «Аквариумами», кое-где позируют «Стиляги».
Интересно, что киношный парк «склеен» из двух! Общение героев на улице проходит в парке №4 на Дегтярном переулке.
Можно разглядеть историческое депо Рождественского парка 1913 года постройки. А вот разговор в диспетчерской молодого сыщика с руководящим работником снят уже на Петроградке, в трамвайном парке №3 имени Блохина.
На заднем плане уже другое депо, но построено примерно в то же время, тем же архитектором. Поэтому такая «склейка» и незаметна. Разве что ветераны трамвайного парка и заметят эту разницу.
В окне диспетчерской все то же изобилие «Аквариумов» (ЛМ-68), видно и несколько грузовых трамваев ГМ.
Невероятные приключения итальянцев в России (Мосфильм, реж. Э. Рязанов, Ф. Проспери, 1973)
В экспрессивной комедии сцена погони со львом открывает нам и город, и Ленинградский трамвай во всей красе. Показана развитая трамвайная сеть, перекрестки. Не пытайтесь воспроизвести маршрут этой погони, как это часто бывает, – "взрыв мозга" для знакомого с городом. Просто режиссеры хотели показать "весь Ленинград"! И справились с этим неплохо.
Многие из попавших в фильм путей уже не существуют: на Исаакиевской площади, на Стрелке Васильевского острова, на улице Глинки у Никольского морского собора. Давно уже нет характерного мощения брусчаткой трамвайных путей.
Примечателен и выбранный для съемок грузовой трамвай ГМ, с грузовой же платформой.
Трамвай ГМ строился из отслуживших пассажирских вагонов МС с большим пробегом. Некоторые из них используются до сих пор. С учетом того, что вагоны МС («Моторный стальной») выпускались с 1927 года, возраст этих трудяг поистине библейский.
Блокада (Ленфильм, реж. М. Ершов, 1974)
Еще один фильм об обороне Ленинграда. Многие сцены подчеркнуто создают атмосферу ужаса мирного города, в одно мгновение оказавшегося отрезанным от страны. Среди них история с трамваем, который, ничего не подозревая, приезжает на «кольцо» в Стрельну. Фашистские оккупанты расстреливают его вместе с пассажирами…
Этой истории в реальности не было. По воспоминаниям очевидцев, немцы, выйдя на трамвайную линию, высаживали пассажиров и заставляли их идти в Ленинград. Сцена снята не на Стрельнинском кольце, а на другом – в Рыбацком. Оно больше не существует, разобрано в 1987 году. Зато фильм показывает, нам как в 1970-е годы трамвай доходил до «деревенских окраин» Ленинграда. В съемке участвовал настоящий вагон МС-2 с бортовым номером 2275 трамвайного парка им. Леонова.
Как стать звездой (Ленфильм, реж. В. Аксенов, 1986)
В гротескной комедии, снятой с участием популярной группы «Лицедеи», сквозным сюжетом становится поездка придурковатой компании по Ленинграду. Что-то похожее мы уже видели в «Итальянцах».
В съемке участвует уже знакомая нам музейный вагон «Бреш» с номером 1028. Именно такие вагоны английского производства в 1907 году первыми вышли на линии Петербургского трамвая. Вагон является репликой на основе вагона «МС».
А вот «напарник» настоящей «Брешки» – голубой вагон марки МС-2 – примечателен. В Музее ГЭТ нам помогли найти бортовой номер этого трамвая - 2308, до 1988 года он стоял в трампарке им. Смирнова. Примечательно, что установлен немыслимый для такого класса вагонов токосъемник-пантограф.
В кадры попадают опять же утраченные линии Ленинградского трамвая периода его максимального развития. Например, набережная Лейтенанта Шмидта и одноименный мост. Трамвайные трюки сняты с размахом, видно, что для съемки специально перекрывалось движение. Особенно яркая почти цирковая сцена с кольцевой гонкой трамвая у Нарвских ворот.
Это, к слову, старейшее из сохранившихся сегодня в Петербурге разворотных колец. В фильме трамвай по прихоти режиссера ездит по часовой стрелке, а не как положено, против часовой. На то оно и кино.
Взломщик (реж. В. Огородников, 1986)
Перестроечные фильмы, не считая безвкусных комедий, грешат депрессивностью. Вроде как хотели снимать «проблемное кино», а получалась «чернуха». Пророческая сцена в фильме «Взломщик» происходит где-то в трамвайном парке.
Герой Константина Кинчева «избивает» ни в чем не повинный трамвай ЛМ-68, давно списанный на металлолом. В Ленинграде, который переименуют в Санкт-Петербург, на металлолом пойдут и вагоны, и рельсы, и контактная сеть. Впереди два десятилетия избиения трамвая. В темноту города уходит трамвайный вагон ЛМ-68М маршрута №56...
Скорее всего снято на кольце ул. Маршала Казакова.
Собачье сердце (Ленфильм, режиссер В. Бортко, 1988)
В этом фильме перестроечный Ленинград сыграл роль послереволюционной Москвы и надо признать неплохо. Городской пейзаж Москвы так же, как и Ленинграда немыслим без трамвая. Это прекрасно понимает режиссер Владимир Бортко. Эффект документальной съемки Москвы 20-х годов дополняет снятая в Ленинграде сцена с трамваем.
Увы, в очередной раз мы видим уже несуществующие трамвайные пути. На этот раз Дегтярный переулок. По иронии судьбы примерно в этом месте был в 1880 году испытан первый русский трамвай инженера Федора Пироцкого. Сейчас в этом районе его имя носит сквер. Место это очень трамвайное!
В кадр попало модерновое здание тяговой подстанции (Дегтярный пер., 3). Заметим, на дворе 1988 год!
За этим здание до 2000-х годов находился трамвайный парк №4 им. Смирнова, он же Рождественский. Тот, что «снимался» в «Сержанте милиции».
Мелькнувшим в кадре героем фильма стал музейный трамвайный вагон «Бреш» с бортовым номером 1028.
Мастер и Маргарита (Россия-1, реж. В. Бортко, 2005).
Музейный вагон трамвая МС-3 со «счастливым» номером 2424 снят в фильме «Мастер и Маргарита» того же режиссера – Владимира Бортко. В первой сцене трамвай просто появляется в кадре, во втором переезжает Берлиоза. В этот же трамвай садится и кот Бегемот. Опять же хотя действие происходит в Москве, трамвайные сцены сняты в Петербурге.
Очень интересной склейкой оказался сквер на Патриарших. Там, где герои бессмертного романа общаются на фоне пруда – сомнений нет. Это и есть Патриаршие. А вот проезд трамвая у сквера запечатлен … в Петербурге, в сквере на пл. Тургенева, который является «по совместительству» и оборотным кольцом, причем уже больше ста лет.
Брат (СТВ, реж. А. Балабанов, 1997)
О Петербурге, который застыл в «Брате», мы уже рассказывали. Остановимся здесь лишь на его «трамвайной» части. Одна из главных героинь – Светлана, работает на грузовом трамвае. Грузовой трамвай в Петербурге – первый в России, начал свою работу в 1914 году.
К трамвайной сети специальными ветками были «подключены» все вокзалы города, два десятка предприятий и крупных складов. Подвижной состав обслуживался трамвайным парком №1 у Московской заставы – им. Коняшина. Именно он и попал в кадр фильма.
По стечению обстоятельств грузовой трамвай Петербурга был закрыт в 1997 году, в год выхода фильма «Брат». Что придает этому фильму особое значение для трамвайной истории города.
Ну и конечно, как всегда в кадре теперь будут вечно жить несуществующие уже трамвайные пути. Спасение в грузовом трамвае Данила находит на редкой для Петербурга одноколейной линии на Большой Разночинной улице.
По набережной Лейтенанта Шмидта едет Светланин трамвай. В сцене с кавказцами видна линия на Малом проспекте. Кстати, в том самом 1997 году в ленинградские (уже петербургские) трамвае вернулись кондукторы.
Прощание с немцем у Смоленского лютеранского кладбища проходит у разобранного ныне трамвайного кольца с диспетчерской.
Кочегар (реж. А. Балабанов, СТВ, 2010)
Трамвай снят едва ли не в каждом фильме Балабанова. Что не удивительно для режиссера: вырос в трамвайном Свердловске, а в Петербурге жил на Васильевском острове, некогда насквозь пронизанном путями.
Не исключением стал и фильм «Кочегар». По прихоти Алексея Балабанова в фильме снят узнаваемый вагон ЛМ-68, который прозвали «Аквариумом». Действие по сценарию происходит в середине 90-х годов, а ЛМ-68 был снят еще в 1988 году! Поэтому в фильме участвовал музейный вагон 6249.
Почему Балабанов выбрал для съемок именно этот трамвай, мы уже не узнаем. Но «Аквариум» в фильме снят очень колоритно. В кадре видна касса самообслуживания, такие исчезли из трамвая в середине 80-х.
«Питер ФМ» (СТС, реж. О. Бычкова, 2006)
Заканчиваем обзор на фильме, где впервые, пожалуй, с перестроечного времени, Петербург снят сочно и с любовью – это фильм «Питер ФМ» Оксаны Бычковой. И конечно, позитивный Питер не обошелся без позитивного трамвая. Но здесь он совсем мельком.
В вагоне ЛВС-86 от назойливого приставания алкаша в исполнении Машкова спасается Маша. Скажем честно, в таком славном фильме о городе трамвая могло бы быть и побольше.
Это далеко не полный перечень всех фильмов, где можно увидеть ленинградский трамвай. Какой вам больше всего нравится фильм с «трамвайной начинкой»? Поделитесь в комментариях.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL