(Автор: Николай Чувиков)
Как я всегда люблю говорить: вопреки убеждениям многих, Dream Theater не изобретали прог-метал, но им принадлежат две важнейшие заслуги: во-первых, они фактически довели жанр до ума и придали ему ту форму, которая настолько прижилась, что до сих пор копируется многими соответствующими коллективами. Во-вторых, Dream Theater ответственны за то, что прог-метал стал популярен среди большой доли почитателей рок-музыки - причём добились они этого не следуя за модой и трендами, а при помощи собственных талантов, невероятного инструментального мастерства и композиционного чутья. Действительно, многие критики часто упрекали группу в том, что Dream Theater всегда ставили во главу угла именно сверхсложные инструментальные партии, но при этом затеняли роль мелодики, однако стоит лишь немного приглядеться к их творчеству, как сразу выясниться, что в этом утверждении нет ни грамма правды.
Сегодня мы с вами начинаем обзор их масштабной дискографии и, как всегда, постараемся не только концентрироваться на студийных альбомах, но и обращать наш взор на другие, не менее интересные релизы.
Джон Петруччи, Майк Портной и Джон Маянг основали группу в 1985 году под названием Majesty и сразу же решили между собой, что хотят играть нечто в духе Fates Warning или Rush - с сложными композиционными конструкциями и сверхвысокой техникой исполнения. В достаточно сжатые сроки музыканты нашли клавишника в лице Кевина Мура, который к металу относился с предубеждением, но был заинтересован в экспериментальном подходе молодых музыкантов. В качестве вокалиста был избран Крис Коллинз, и именно с ним было записано первое демо проекта, получившее название "The Majesty Demos" (у меня его в коллекции нет, так что его мы рассматривать подробно не будем) - оно получило достаточно высокие отзывы музыкальных критиков, да и концертная деятельность группы намекала на достаточно быстрый успех. Интересно отметить, что Dream Theater до сих пор достаточно часто исполняют песни с этого демо, не выбрасывая их на свалку истории, но ценя свои ранние начинания и свой, скажем так, генезис.
Только вот во всём этом было единственное но: вокал Криса оставлял желать лучшего (особенно в "живом" формате), да и его бестактное и хулиганское поведение на сцене нервировало основателей Majesty. В связи с этим Коллинз был устранён из коллектива, а инструменталисты снова уселись в студии, проводя одно прослушивание за другим. Если верить такому персонажу американской тяжёлой сцены как Джек Старр, то одним из претендентов на место вокалиста в Majesty был некто Майк Тирелли (сейчас поёт в Holy Mother), и Петруччи с Портным исходно даже остановили свой выбор на нём, но певец предпочёл строить карьеру в формате группы Burning Starr. Однако интересно, как бы оно было, если бы в итоге Тирелли присоединился именно к Majesty - смогли бы они в будущем добиться такого же успеха? Однако не будем лишний раз заниматься домыслами и лучше перейдём к конкретике: новым вокалистом группы стал уже достаточно опытный на тот момент Чарли Доминичи, чей вокал можно было описать как "полнейшую кальку Fates Warning" - хотя вполне возможно, что музыкантам именно это и нужно было.
В этот же момент группе пришлось менять имя - другая команда под названием Majesty пригрозила музыкантам судебными разбирательствами, и в итоге Портной предложил вариант Dream Theater (позаимствовав название у придорожного кинотеатра в Пенсильвании). Наименование прижилось, и именно с таким карточным раскладом группа заперлась в студии, дабы записать свой первый студийный альбом под названием "When Dream And Day Unite".
Исходно Dream Theater рассчитывали на оглушительный успех, и их можно было понять: их первое демо уже снискало целый ворох похвал, а их живые выступления проходили просто феноменально - они получили массивный фидбэк от слушателей и постоянно собирали сравнительно большие толпы (особенно для группы-новичка). Только вот так уж вышло, что "When Dream And Day Unite" прошёл практически незаметно в 1989 году и стал настоящим коммерческим провалом - до того, что Dream Theater погнали с лейбла Mechanic. И даже если сами музыканты нынче говорят о том, что они не получали никакой маркетинговой поддержки, на самом деле причины провала "When Dream And Day Unite" гораздо более многочисленны.
Начать стоит с того, что 1989 год был отнюдь не лучшим временем для продвижения прогрессивной музыки - в моду входили такие жанры как гранж и альтернатива, которые можно назвать настоящими антонимами прога (не всегда, конечно, но в большинство своём). Играть сложную и закрученную музыку снова стало не модно, и даже уже раскрученные на тот момент прогрессивные коллективы смещали своё звучание в сторону более коммерческого саунда. Так что нет ничего удивительного, что "When Dream And Day Unite" показался слушателям записью прошлого века, которая не идёт в ногу со временем.
Более того, и это самое главное - давайте признаемся честно: это отнюдь не лучший альбом группы. Мало того, что на нём нет очевидных хитов (в качестве синглов были выпущены "Status Seeker" и "Afterlife", которые неплохи сами по себе, но не представляют собой ничего слишком уж экстраординарного), так ещё и в большинстве своём пластинка является чуть ли не стопроцентным заимствованием у Fates Warning и Queensrÿche. Это заметно как в местной мелодике, так и в инструментальной и вокальной подаче - и даже если в перспективе это не так и плохо (ибо Fates Warning и Queensrÿche офигенны), этого определённо недостаточно для того, чтобы обратить на себя внимание массовой аудитории. Добавьте к этому сомнительное продюсирование, где клавишных практически не слышно, а ударные звучат как оркестр железных бочек, и вы имеете на руках не самый лучший релиз в современном метале.
Я не могу назвать альбом плохим - лично для меня он является достаточно средней записью, которая ни в коем случае не впечатляет меня, но иногда удостаивается внезапного прослушивания. Такие песни как "Fortune In Lies", "Light Fuse And Get Away", "Afterlife" и "Only A Matter Of Time" достаточно интересны в инструментальном и композиционном плане, а вокал Доминичи хоть и слабоват, но всё-таки обладает своеобразной потусторонней и чуточку винтажной атмосферой. "Ytse Jam" ("Majesty" прочитанное задом наперёд) же вообще является невоспетой классикой инструментального рока, где музыканты лишь только разминают мускулы перед будущими свершениями. Понятно, что Dream Theater ещё только искали себя и ещё не обладали так нужной им идентичностью, но я точно могу сказать, что "When Dream And Day Unite" не стоит так уж сильно недооценивать: тут есть свои моменты. Однако даже при всём при этом - это мой наименее любимый альбом группы, который иначе как серым я назвать не могу, вы уж меня простите (это относилось к тем слушателям, которые считают этот релиз своим любимым у Dream Theater - да, такие есть).
В любом случае неудача "When Dream And Day Unite" тяжело ударила по группе: они лишились лейбла, не имели достаточно денег на запись нового материала и вскоре вынуждены были снова заниматься поиском вокалиста... но об этом в следующий раз.