Нижегородская область
Исторический очерк
Первые документальные свидетельства об Арзамасе как о городе относятся к середине XVI века.
«1565 г. Воеводы городов Нижегородского края. В «Арзамасе воеводы: князь Андрей Солнцев-Засекин да для вестей послан Григорий Мещенинов Морозов…»
По сведениям разрядной книги «Хто где служет» «…Лета 84 (1577г.)… в Арзамасе … воевода князь Григорий Бобров Щенятьев.»
В «… 86 (1579г.) году в Арзамасе…воевода, князь Иван Хохлов»
((1578)… Духовная грамота царя и великого князя Иоанна Васильевича, самодержца всероссийского… Сына своего Ивана благословляю великим княжеством Нижегородским, даю ему Новгород Нижний с волостями, и с путями, и с сёлами… да город Балахну, и с Заузольем… да город Василь на Суре…, даю ему город Курмыш, да город Алатырь на реке Алатыре… Да город Арзамас (с селениями) мордвы и с черемис, …село Княгинино, что было за Воротынским, а в Нижегородском уезде, да Фокино сельцо… И также сына своего Ивана благословляю, даю треть города Воротынска, с волостями, и путьми, и с сёлами и со всеми пошлинами.)
Официальной датой основания города Арзамаса считается 1578 год. Так как с этих пор он уже упоминается во многих государственных актах и других документах. Однако, город вырос не на пустом месте его история до XVI в. возможно более продолжительная и богатая историческими событиями для народов, живших ранее на этих землях.
Ранние годы Арзамасского края.
На плодородных почвах, Окско-Воложско-Сурского междуречий, на обширной территории южной части Нижегородского княжества, с давних времён жили разнообразные племена: Мурома, меря, кривичи, бессермены, маджары, булгары, буртасы, кипчаки, ногайцы, башкиры, татары, русские,мордва … это далеко не полный перечень народов известных в истории, живших рядом в течение многих веков. Эти разнообразные племена и народности не всегда враждовали между собой, а за долгие годы совместного существования научились мирно жить и сотрудничать, быть полезными друг другу. Именно здесь, как утверждают многочисленные авторы, зародилась модель и образ многонациональной России. И конечно, коренным и самым многочисленным финно-угорским племенем на этих землях были – мордва.
На землях будущего Арзамасского края в Мещере (Восточной) жило самое многочисленное и сильное мордовское племя Эрзя. По мнению профессора Е.В.Кузнецова «… Занимавшее западную часть современных южных районов Нижегородской области княжество Пургаса было первым государственным образованием в этом регионе (южно-нижегородском). Где- то на северо-востоке (современный р-н Дальнее Константиново) от него правил другой мордовский правитель Пуреш…»
Государственное образование, княжество, вполне вероятно, должно было иметь свой племенной центр, что называется «столичное» поселение – главное городище. Лучшего места для такого поселения как то, на котором расположен современный Арзамас было трудно найти.
Это же косвенно подтверждали и археологи арзамассского края во главе с профессором В.Н. Мартьяновым, утверждая: - что пока ещё не найдено ни одного городища в арзамасском районе, то есть вокруг самого города, и в его окрестностях. Территории же самого современного города Арзамаса в архологическом аспекте, почти не изучалась. Да теперь уже эти исследования крайне затруднительны в силу понятных причин – поздняя застройка уничтожила почти весь древний культурный слой.
Поэтому с большой долей уверенности можно утверждать, что главный город мордовского племени Эрзя, столица княжества, которым управлял мордовский князь Пургас, находился непосредственно на территории современного Арзамаса. Удобное место для жизни (в переводе с мордовского языка - «мастор») – для племени Эрзя – Эрзямастор, город Эрзямас.
Был ли князь Пургас руководивший мордовским племенем, по национальности «мордвином» или же «русским» предстоит дальнейшему исследованию.
Здесь уместно сослаться на авторитетнейшего учёного, исследователя русских летописей, А.Н. Насонова «Пургасова Русь, это бродники, появившиеся в результате половецких нашествий на приокских землях. С.М. Соловьёв предположил, что в летописные тексты закралась ошибка и вместо «Пургасова русь следует читать эрзя.»» Известный мордовский учёный Н.Ф. Мокшин прямо сообщает. «Более достоверным и точным следует признать «муромское» (из г. Муром) происхождение воинов Пургаса …»
И ещё одно утверждение, логично и естественно предположить, что по общепринятой традиции в те времена, по примеру славянских племён, мирное мордовское племя скотоводов, охотников и бортников пригласило из города Мурома к себе на службу для защиты от врагов своего соседа профессионального воина из племени Ругов – Руса. Русский конунг – князь пришёл на службу со своей дружиной, возглавил военное дело, а затем стал управлять и всем мордовским племенем Эрзя.
Муромцы «…имели своей базой г. Муром (или Муромар, как его зовут скандинавские исторические источники – саги). Этот «город», т.е. укрепление, крепость (вероятно деревянная), является наряду с Ростовом (Радостава – в скандинавских сагах) и Рязанью (Резанью, Рузанью) – одним из древнейших на землях прилежащих к берегам р. Оки и Верхней Волги. Он был основан в IX в. выходцами с берегов Балтийского моря, русью (они же руги). Русь (руги) являлись одним из этносов, обитавших на берегах названного моря, которое тогда звалось Варяжским. Русь-варяги в течене IX в. Освоили основные речные пути Восточной Европы от холодной Балтики до тёплых – Чёрного и Каспийских морей.
Следует подчеркнуть, что в те далёкие времена русы (руги) ещё не слились со славянами (это произошло после принятия христианства в XI-XIIвв.) и не занимались, подобно славянским племенам, земледелием интенсивного характера, а вели торговлю – чаще всего на далёкие расстояния – прибыльными товарами, которые они добывали столь же часто через куплю, сколь и посредством грабежа. Напомним ставшие уже хрестоматийными выдержки из текстов арабских авторов: «Они не имеют, пашен а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус)… обнажённый меч… кладёт перед ребёнком и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретёшь этим мечом». « Они не носят ни курток, ни кафтанов, но у них мужчина носит кису (кусок ткани, обёрнутый вокруг тела, наподобие римской тоги), который охватывает один бок, причём одна рука выходит наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож (причём с оружием этим) он (никогда) не расстаётся. …Нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочими мехами…
Вот такие купцы и воины основали Муром, наверное – город-крепость, город-склад, стены которого как бы нависали над окским берегом и лежащими к востоку от Оки мордовскими землями. Жившие на берегах Оки «мурома» и, возможно, другие племена, финно-угры, платили дань воинствующим и прекрасно вооружённым руссам мехами, мёдом, пенькой… Торговали русы и рабами: молодыми мужчинами и девушками из окрестных земель. (« С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими». – из книги Ибн Русты.)».
Варяги – русы, муромцы, построили свой город на берегу Оки не случайно. По традициям и жизненному укладу тех времён города ставились на перекрёстках торговых путей. К примеру: Главный город Хазар в низовьях Волги, главный город Волжских Булгар, главный город Казанского ханства, да и сам Нижний Новгород были построены в ключевых точках реки Волги. Основой и целью этих городов было извлекать прибыль от своего удачного географического положения, собирать «тамгу» с проезжающих купцов. Это было базой их экономического развития. Возле таможенных пунктов впоследствии возникали и развивались ярмарки, такие как всемирно известная Макарьевская, а затем и Нижегородская. Город Муром стоял не только на большом водном пути, но и на большом сухопутном. Прямая дорога «по суху» от Мурома до Булгарского города Ошель была короче, чем по, не всегда проходимым, рекам Оке и Волге, примерно на 150 - 200 км, а это два три дня езды по земле.
На археологических раскопках древнего государства Волжской Булгарии находят большое количество украшений выполненных из балтийского янтаря и много осколков китайской керамики. А значит, этот путь связывал не только русский город Муром и Булгарский город Ошель, но и дальние страны Балтии и Китая. Был он очень оживлённым. Так как общеизвестны активные торговые связи древней Руси и Булгарии. Таким образом, этот путь можно с большой долей уверенности назвать «Великим северным шёлковым или точнее – янтарным путём».
В более поздние века после покорения Руси монгольскими кочевниками эта дорога получит название Царской Сакмы. Монгольские ханы, которые, кстати сказать, велели русским называть себя царями, впоследствии обяжут русских князей оборудовать и обустроить эту дорогу по примеру китайских «ямчи». Так на этой дороге появится ямская служба, со своими станциями, прогонами и Ямскими слободами.
В подтверждение этих рассуждений приведём текст рукописи начала XVI в. котором ясно говорится об этом большом пути.
«…На леве вражком же до Сакмы по граням межою едучи от Кавлея (речка А.П.) до Сакмы на праве земля боярина князя Ондрея Васильевича Ситцкого а на леве земля и луги и всякие угодья Спасского монастыря да межа Спасской же земле от Первовской пустоши Скорятина от вражка, что вышел к Сакме полем Сакмою до первые грани до помещиковы земли до Ивана да Василия Своетиновых …»
Понимание того, что рядом с городом Арзамасом с IXв., со времени основания Мурома, проходил большой международный путь, открывает новые широкие взгляды на картину ранней истории города, да и всего огромного региона между Окой и Волгой. Можно себе представить, как по этой дороге мимо Арзамаса, в Золотую орду, в низовья Волги, наперегонки спешат за ханским ярлыком русские князья. Тут уж не до водных тихоходных поездок по рекам, дорог каждый час. На вопрос, каким же путём возвращался из орды уже больной Великий князь Александр Невский поздней осенью 1263 года, когда Волга могла стать непроходимой, покрывшись тонким слоем льда. Тоже можно предположить, опираясь на тот факт, что при наличии большого торного пути ехал он через Арзамас на Нижний Новгород. Надо думать, что и других великих русских князей видели древние стены Арзамаса. Иностранные купцы: китайцы, монголы в качестве купцов-разведчиков с востока и народов стран Балтии, с запада.
Крупное мордовское поселение, расположенное в хорошо защищённом с трёх сторон самой природой месте (тремя реками и заболоченной низменностью), а также с грамотно построенными искусственными сооружениями, руководимое профессиональным воином – русским Князем Пургасом, со своей военной дружиной, контролировало продвижение по большой торгово-посольской дороге. Племя Эрзя собирало дань, вело торговлю и обменивалось товарами с проезжающими. Вот так примерно можно представить очень ранние годы Арзамаса.
К сожалению, пока не найдены исторические документы, в которых чётко и ясно говорилось бы о раннем периоде города Арзамаса. Сведения, которыми располагали ранние историки города такие как: Шлейников, Мерлушкин, Щегольков, да и сам Семёнов-Тяньшанский, имели под собой устную легендарную основу.
Первые упоминания о городе Арзамасе связаны с походом Темир Булата. «Арзамас в 1366г. пострадал от набегов Темир Булата. Но в последствии он возобновлён и заселён казанскими татарами…»
«…князь ордынский именем Булат Темир пришёл с ратью татарской и пограбил уезд даже и до Волги, и до Сундовика. Князь же Дмитрий Константинович с Борисом и Дмитрием, с братьями своими и со своими детьми собрал многих воинов и пошёл на брань. Он же, окаянный, не встал на бой, но побежал за реку Пьяну. Русские преследуя многих татар бежавших побили, других в реке Пьяне утопили и, лагерь захватив, множество их истребили. А Булат-Темир бежал в Орду и там был убит по приказу царя Азиза…»
Нижегородское княжество занимало обширную территорию. На востоке его граница проходила по реке Суре, на юго-востоке и на юге – по рекам Пьянее и Серёже. На западе граница шла по правобережью Оки до Мурома, далее через низовья Клязьмы, включая в себя Суздаль и Шую. На севере границы княжества пересекали среднее течение рек Унжи и Керженца.
Ещё до покорения кочевниками Руси Нижегородское княжество было пограничным с вечно бурлящим и тревожным Диким полем. В ранние времена Волжские Булгары и ногайцы, а затем и правители Золотой орды посылали на Русь свои большие и малые грабительские отряды через эти земли.
Южная часть Нижегородского княжества, а впоследствии юго-восточные границы и всего централизованного русского государства не раз, и не два топтали копыта лошадей кочевников. Со времени основания в 1221 г. нижнего Новгорода до середины XV века на город было совершено одиннадцать нападений. Семь раз Нижний Новгород предавался огню и разорению. Через эти земли нынешнего арзамасского края проходили большие и малые военные отряды. Вот лишь некоторые из многих. В 1377 году нападение Араб-шаха на московско-нижегородские дружины на реке Пьяне, которое закончилось трагическим поражением русских и больше известно под именем «Пьянского побоища». В 1382 году военный проход на Москву огромного войска под командованием хана Тохтамыша.