В первой и второй части описано начало этой необычной истории.
Лето 1980 года запомнилось мне не только Олимпиадой в Москве и смертью Владимира Высоцкого, но и моим первым выходом в море.
И вот настал долгожданный день. Наш «Таран» был готов к выходу в море.
Погода соответствовала торжественности момента. Солнце, на море штиль. Лоцман на борту. Таможня и пограничники закончили досмотр и дали «добро» на выход. Отдали последние концы,[1] и БМРТ отвалил от причала. Буксиры помогли выйти из гавани и отстали.
Команда, конечно, по такому случаю, употребляла внутрь отходные литры спиртного. А как же иначе? Если не выпить на дорожку - удачи не будет! Мы, пацаны, ещё так бухать не умели и, приняв на грудь символические соточки, высыпали на верхний мостик понаблюдать, как тает в дымке родной порт.
Море смеялось, душа пела, мысли летели в будущее. В общем, настроение было прекрасное и всё было ново. Не смущало даже то, что шли с заметным креном на правый борт. Как потом выяснилось, выходить с креном - это "традиция"(плохая традиция) "Ленрыбпрома". Вниз не хотелось, интересно было всё увидеть своими глазами: как сдают лоцмана, как остались позади, стоящие на внешнем рейде суда, как идут встречные суда и как обгоняют попутчики, как они поворачивают и обходят стороной остров Сескар, расположившийся у нас на пути.
И вот тут в душу потихоньку стало закрадываться сомнение: а чего же мы-то не поворачиваем? Почему остров медленно, но неотвратимо вырастает из-за горизонта прямо у нас по носу? Наивная простота! Мы же не знали что и как. Мы же верили опытным штурманам и капитану. Они же для нас были как боги непогрешимы.
Но оказалось, что один из этих «богов», стоя на вахте, употребил отходной алкоголь в несколько большем количестве, чем это было бы безопасно. Он забылся блаженным сном на диване в штурманской рубке, а наш «Таран», предоставленный рулевому матросу, бесстрашно мчался прямо на остров, намереваясь переехать его пополам. Рулевой героически держал заданный курс. Но этому героическому намерению не суждено было сбыться.
На подходе к острову коварно затаились многочисленные банки[2]. Одну мы промахнули сходу, слегка скрежетнув днищем по гальке. Вторая оказалась посерьёзней, и остановила нас. Наш БМРТ ещё рвался вперёд. Корпус дрожал под напором винта, а из-под кормы бурлила мутная вода, выбрасывая гальку и песок. Но вот наконец-то на мостике кто-то очнулся и дал задний ход.
После долгих мытарств удалось сняться с мели самостоятельно. Банка оказалась не каменная, а песочная. Струёй размыли песок под днищем и отошли назад. Развернулись и стали выходить на фарватер. По пути зацепили ещё несколько банок, но нигде больше не застопорились. Вышли на фарватер, и пошли дальше как положено. Это происшествие вызвало в нас бурю восторгов и пересудов. Ну, как же!? Первый рейс и сразу такое приключение.
Балтику пересекли без происшествий. Работали, готовились к промыслу. Когда подошли к проливам, выяснилось, что после посадки на мель, в корпусе всё же образовались дырки. В результате, затопили шахту эхолота[3] и пробили мазутный танк[4], но сразу этого никто не заметил. Пока шли через Балтику, мазут потихоньку вытекал, а это значило, что котёл и опреснитель не будут работать в нормальном режиме, то есть, пресной воды нам будет не хватать постоянно. С такими повреждениями нельзя выходить в океан и нас завернули на ремонт. Ремонтировались мы в маленьком городке Светлый на юге Балтики. Рыбаки хорошо знают этот городок.
Гостеприимный Светлый принял нас как родных. Наших моряков местные женщины принимали вполне радушно. А местные мужчины охотно пили «на халяву» нашу водку и не возражали против общения с их женщинами. Не считая мелких стычек, стоянка прошла вполне мирно. По причине скудости наших финансовых возможностей, в ход пошло кое-какое судовое имущество и товары из судовой лавочки. Надо же было на что-то угощать новых подруг.
Ремонт закончился быстро. Обошлись даже без докования. Дыры залатали и снова в путь. Вперёд, за рыбными богатствами океана.
[1]швартовные тросы
[2]здесь означает отмель
[3]прибор для определения глубины моря под килем судна
[4]ёмкость в корпусе судна для хранения жидких грузов
Продолжение не заставит себя ждать. А пока можете почитать "Как курсанты шкиперскую красили".
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить ничего интересного.
До скорой встречи! Пока!