.
.
Кого я люблю из поэтов больше Блока или Гумилева? Блока конечно люблю больше. Гумилев меня много чем привлекает, есть стихи которые я у него люблю, не только поздние, но и ранние. Но Блока я любил всегда больше. Блок волшебен, по одной своей музыке, по измерению таинства и слова и любви, которые в поэтике Блока переплетаются, даже в самом неясном, туманном Блоке, каким он предстает в раннем своем периоде, (с 1902 года, по 1907 год, может быть) , его музыка чарует, завораживает и уносит. Даже в его отстраненности есть влекущая сила. От этой красоты Блока пытался много взять замечательный поэт Борис Поплавский. Но Поплавский более литературный, и придуманный, он больше сюрреалист с декадентским уклоном. Стихи же Гумилева для меня как романы Роберта Стивенсона, или Жюля Верна переложенные на поэтический язык. Николая Гумилева можно любить в юности, когда читая его ты еще не улыбаешься, когда ты наивен. Я же открыл стихи и мир Гумилева уже позднее, в восемнадцать лет. Это странно, но в свои восемнадцать лет я был уже человеком сознательным и взрослым.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОДЕ НА ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА
.
.
Об Осипе Мандельштаме в наше время сложнее говорить, чем в восьмидесятых, во первых потому, что Мандельштама слишком политизировали. Во вторых, потому что мода на Мандельштама начавшаяся в конце восьмидесятых - оказалась и связанной со сменой поэтических приоритетов. Так Мандельштам очень потеснил Блока , который был моднее в эпоху СССР, отчасти, хотя и в меньшей мере и Пастернака. Это не выглядит странным. Любовь Блока к Прекрасной Даме в чем то была созвучна советскому, идеалистическому и романтическому отношению к женщине, которое ушло в конце восьмидесятых, в более откровенные времена , с его интересом к эстетике тела, или к эротике, которая лучше выражена, если не у Мандельштама, то у Николая Гумилева в его поэтических гимнах Ахматовой, или например, в живописи великого Модильяни. Мандельштам оказался поэтом с которого началось нечто новое, а Блок воспринимается как поэт старой, ушедшей в прошлое, дореволюционной Руси. Я и сам очень люблю Мандельштама, но сейчас мне вновь почему -то стал созвучнее Блок.
.
.
ВСПОМИНАЯ МОИ ПЕРВЫЕ ФОРМИРОВАВШИЕСЯ ВКУСЫ
.
.
На самом деле, говоря о моих шестнадцати годах, кого я мог любить из поэтов Серебряного Века? Раннего Маяковского и Блока, с них я и открыл поэзию. Я не знал Мандельштама, потому, что в ту пору, его мало кто знал. После Блока и раннего Маяковского открыл раннего Пастернака, как переходный мост . После влюбился в Мандельштама...Конечно любил и Хлебникова и Анненского. Так формировались мои вкусы. Говоря о Блоке, у Блока была драма, может быть и болезнь, и падение. Не спорю. Но даже его стихи к Музе с темным содержанием чаруют ангельской музыкой . Эти стихи опаснее стихов Бодлера о падшем ангеле. Бодлер француз, и декадент. Франция родина больших философов, например Декарта. Бодлер был философом в поэзии, и он прекрасно знал о своем вызове церкви, и христианским догмам, потому что был очень умным человеком. Его гимны темному - концептуальны...Он вообще был потрясающим философом, например в стихах про мертвую лошадь. Блок не был философом. Он был чистым поэтом космической женственности, с ее темным и светлым полюсом . Именно это и отразилось в его гениальных стихах к Музе, написанных в 1912 году.
.
К МУЗЕ
.
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
И такая влекущая сила,
Что готов я твердить за молвой,
Будто ангелов ты низводила,
Соблазняя своей красотой…
И когда ты смеешься над верой,
Над тобой загорается вдруг
Тот неяркий, пурпурово-серый
И когда-то мной виденный круг.
Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты — и Муза, и чудо.
Для меня ты — мученье и ад.
Я не знаю, зачем на рассвете,
В час, когда уже не было сил,
Не погиб я, но лик твой заметил
И твоих утешений просил?
Я хотел, чтоб мы были врагами,
Так за что ж подарила мне ты
Луг с цветами и твердь со звездами —
Всё проклятье своей красоты?
И коварнее северной ночи,
И хмельней золотого аи,
И любови цыганской короче
Были страшные ласки твои…
И была роковая отрада
В попираньи заветных святынь,
И безумная сердцу услада —
Эта горькая страсть, как полынь
А. Блок, 1912
СРАВНИВАЯ ПОЭТИКУ ГУМИЛЕВА И АЛЕКСАНДРА БЛОКА
.
.
Гумилев что -то, все таки, взял от Блока. Но Блок как -то, таинственнее и выше по звучанию, по нарастанию, по чувству дали. Гумилев же , отчетливее, цветастее, и контурней, даже энергичнее. Но он не так глубок, не так завораживает... В нем есть определенность, и мужество, (хотя порой экзальтированное, и детское) , есть своя ни на кого не похожая волевая напористая интонация, но нет такой блоковской нездешнести... Хотя, у позднего у него есть глубокие стихи. И у раннего, красивые. Что то от ранних его стихов взяла и совсем ранняя Цветаева, например ее стихи Бабушке, 1914 года, навеяны чем- то гумилевским, даже по ритму. Продолговатый и твердый овал, Черного платья раструбы. А особенно, Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли. Напоминает поэтику старшего ее на шесть лет Гумилева,. который ее Вечерний альбом хвалил. Впрочем, увлекалась Гумилевым Цветаева , влюбленная больше в Блока, совсем недолго, хотя, Блок, на ее поэтике не отразился.
* * *
.
Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зеленая вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.
Четыре — серых. И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.
Мир стал заманчивей и шире,
И вдруг — суда уплыли прочь.
Нам было видно: все четыре
Зарылись в океан и в ночь.
И вновь обычным стало море,
Маяк уныло замигал,
Когда на низком семафоре
Последний отдали сигнал…
Как мало в этой жизни надо
Нам, детям, — и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
Александр Блок, 1911 г.
______
А позднее , в 1933 году, Цветаева писала в одном письме: Если Гумилев пишет, "Я вежлив с жизнью современною"… - то я с ней невежлива, не пуская её дальше порога, просто с лестницы спускаю.
БАБУШКЕ
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли?..
Мариина Цветаева, 1914 г.
ПОЧЕМУ МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА ЛЮБЯТ ПО РАЗНОМУ
.
.
Почему мужчина и женщины в проявлениях любви разные? Я бы сказал, что у женщины ее природная чувственность очеловечивается в любви к мужчине. И напротив, можно сказать, что у мужчины все его небесное начало становится в любви к женщине природным, и чаше всего только чем-то одним природным. С этой точки зрения любовь женщины может быть и выше, или полнее любви мужской. Она более жизненна, духовна, и многогранна. Связано это и с тем, что в женщине природа обретает язык, в ее любви к мужчине, хотя еще и не слово. Напротив, можно заметить, что , даже в самой чувственной , самой природной, или плотской мужской любви, (хотя чисто плотской любви не бывает) как правило, больше идеализма, больше начала слова, или поэзии. Связано это опять же с тем, что у мужчины не природное, а небесное начало через его природное влечение обретает слово, или поэтический язык, если говорить о сугубо мужском лиризме Бальмонта, Гумилева, или Блока, в котором начало чисто природное отрешается от себя, но отрешаясь - просветляется в поэтической красоте или лирической гармонии.
ПОЧЕМУ ДЛЯ ПОЭТА ИГРАЕТ НЕМАЛУЮ РОЛЬ ЛЮБОВЬ
.
.
Почему в жизни поэта играет такую роль любовь? Поэт, как человек слишком мечтательный, и от жизни несколько отрезанный роем своего поэтического воображения, пытается, грубо говоря, подружиться с жизнью в образе своей возлюбленной женщины, что редко ему удается...Так вел себя Блок, влюбленный в Любовь Менделееву, Маяковский, влюбленный в Лилю Брик, или Ходасевич, влюбленный в свою Нину Берберову. Хотя, жена у Ходасевича была как святая, все ему прощала, все измены. Что еще сказать? Не нужно поэту вообще пытаться подружиться с жизнью, тем более в образе возлюбленной женщины. Это лишь красивая утопия. Поэзия обращена к жизни иной , жизни идеальной, такой, какая она от Бога, а не от земного мира. В прекрасной женщине жизнь от Бога, лишь отражается, но не воплощается. Но только пройдя через ряд влюбленностей, поэт оказывается в состоянии это понять. На самом деле, поэзия это лишь способ принять одиночество. Возможно, это лучший, если не идеальный способ.
.
СРАВНИВАЯ ПОЭТИКУ БОДЛЕРА, РЕМБО И БЛОКА
.
.
Кого больше люблю Рембо или Бодлера? Бодлера, конечно...Я писал и ранее об этом. Бодлер при всем своем трагизме добр, мягок и человечен. Это и делает Бодлера немного святым. Да и Верлен был немного христианским святым. Рембо же был сверхчеловечным,(безусловно), дерзким и мужественным, хотя, и думаю, жестоким, но святым он не был ни капли. Еще, разница в том, что Бодлер конечно поразительный философ в стихах , может быть он самый философский поэт и есть. Рембо не назовешь философом, как впрочем и Блока. Это поэты интуиции , поэты стихии. Они не размышляли, а чувствовали, сгорали в своих чувствах, и воскресали в них. Бодлер же, постигал начало мысли в Природе, почти, как Шеллинг. Только родился он уже позднее. Да и Франция - это конечно, не Германия. А был ли Александр Блок немного святым? А Блок был ангеличным... Ангеличный Александр Блок, ангеличная Вера Холодная. Эти образы так хорошо сочетаются. Таков он и был Серебряный Век, и таким он мне открылся, и останется для меня.