В детстве с родителями ездил в деревню к бабушкам. Отцовские тётки, жили вдвоём в одном большом просторном доме. Баба Шура и баба Анисья. Рассказывали о том, что их прародители были из обедневшей польской шляхты, была даже какая-то история о том, что молодая полячка влюбилась во француза, когда те шли на Россию в 1812 году, и они сбежали на территорию Белоруссии. Так это или нет, доказательства найти сложно, но как по мне, прямо-таки вышел бы захватывающий сюжет для мелодрамы с военным уклоном.
В деревне мы помогали бабушкам посадить или выкопать картошку, затем парились в бане, которая топилась по-чёрному - прикоснёшься к потолку или стене, только успевай отмывай сажу. На обед куриный суп из той курицы, что ещё с утра квохтала во дворе, на ужин пироги с ягодой и парным молоком. Стелили на пол большие перины, это не то, что современные надувные матрасы, тех ощущений не забыть никогда. В красном углу стояли большие старинные иконы, но я никогда не видел, чтобы бабушки молились. Засыпал раньше, а вставал, когда они уже топили печь и готовили завтрак. Мама рассказывала мне о том, что у бабушек было много древних книг, но они пожгли их, возможно, опасаясь чего-то, помню, как мне было жалко эти книги и я допытывал бабушек, что же там было написано. А, про всё, - отмахивались они, - про то, что Земля будет вся опутана проволокой, а по небу будут птицы железные летать.
На воспоминания о бабушках меня натолкнул документальный фильм о староверах "Деревня Чановка". Раньше Чановка была относительно большая деревня, была пилорама своя и магазин. Доживали свой век тут и те, кто, так скажем - неортодоксальные (по фильму станет понятно, чем вызвано их веселье). На момент съёмок, в июле 2008-го, в деревне проживало 26 человек. Сегодня же там почти никого не осталось, старики умерли, Иван Бердюгин, староста деревни, с семьёй переехал в Красноярский край. Это настоящая фиксация уходящей эпохи староверов, всё больше поддающихся на соблазны этого мира. Фильм интересен живым свидетельством людей, сохранивших не только веру, но и свои древние книги, которых не коснулась цензура никонианства.
Кто-то из стариков отказывается даже получать государственную пенсию, но, самое удивительное, как молодо выглядят старики в свои 70-80 лет. Жизнь в деревне, когда пища вся своя, без химии, настоящий хлеб, всё это лишь продляет возраст людей, не боящихся смерти, живущих в согласии с ближними и своей совестью. И ведь живут как-то без интернета и всех тех мировых проблем, которые настолько заполонили нашу повседневную жизнь, что мы уже не можем обойтись без ежедневной порции новостей о том, что негожего происходит на нашей планете.
В фильме всё показано без прикрас, каждый человек удивителен и неповторим, а каждый рассказ открывает мир, существующий параллельно с нашим в какой-то иной плоскости, но постепенно исчезающей с расширением цивилизации.
Буду рад, если, посмотрев этот фильм, вы поделитесь своими впечатлениями. А быть может, кто-то был знаком со староверами?