Ты совсем, ты совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?»
Отвернулась печальной и гибкой…
Что я знаю, то знаю давно,
Но я выпью, и выпью с улыбкой
Все налитое ею вино.
А потом, когда свечи потушат
И кошмары придут на постель,
Те кошмары, что медленно душат,
Я смертельный почувствую хмель…
И приду к ней, скажу: «Дорогая,
Видел я удивительный сон.
Ах, мне снилась равнина без края
И совсем золотой небосклон.
Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.
Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня…
И мне сладко — не плачь, дорогая,—
Знать, что ты отравила меня.
1911г.
Гумилёв был женат на Анне Ахматове.
Стихотворение Гумилёва относится к любовной лирике. но не совсем обычной: это лирика финала любви, когда герой понимает, что не мил своей возлюбленной. В бытовой ситуации он воссоздаёт картину семейного быта, но она не наполнена счастьем. Возлюбленная стала "совсем снеговой" - бледной, холодной, далёкой, она не откликается эмоционально на веселость и чувства героя. Она по-прежнему вызывает у него интерес - потому в описании присутствует и гибкость стана, и печаль.
Финал завершается пуантом, когда герой замечает: "И мне сладко - не плачь, дорогая, - знать что ты отравила меня".
Поскольку речь идет о поэтическом тексте то трактовка финала двойственна.
1) Отравление имеется в виду фактическое. Он предпочитает умереть, чтобы любимая была счастливая с другим человеком - но и не видеть этого.
2) Отравление любовью, зависимостью.