Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Советские автомобили. Родоначальник зиловских четырёхосников.

Оглавление
Опытный ЗИЛ-134 покоряет снежную целину. Адрес иллюстрации: https://topwar.ru/134337-opytnyy-vezdehod-zil-134.html
Опытный ЗИЛ-134 покоряет снежную целину. Адрес иллюстрации: https://topwar.ru/134337-opytnyy-vezdehod-zil-134.html
-2

В первое послевоенное десятилетие Министерством обороны Союза было инициировано создание на заводах, производящих автомобили и тракторы, конструкторских бюро, специализацией которых стало создание транспортных средств высокой проходимости для нужд армии.

На ЗИСе, впоследствии ЗИЛе, его возглавил В.А. Грачёв, о некоторых вездеходах которого кратко было изложено здесь. В настоящей публикации речь пойдёт о первом опытном четырёхосном тягаче, который удалось создать зиловским специалистам.

Как создавали ЗИЛ-134?

Приоритетным при создании новых образцов автомобилей и военной техники на советских автозаводах было применение освоенных в производстве узлов. Направление было неизвестным и следовало сначала проверить новую схему трансмиссии на экспериментальных образцах. Первые два образца, названные макетами, получили заводской индекс ЗИС-Э134 и собирались из узлов освоенных производством ЗИС-151. Первый макет построили в 55-м году.

На удлинённую раму, установили экспериментальный мотор ЗИС-120ВК. К нему приладили опытный гидротрансформатор автобуса ЗИС-155А. Кабина, элементы капота, который стал длиннее, и кузова были от 151-го. Мосты, подвеска, систему подкачки шин взяли от БТР-152В. Две раздаточные коробки изготовили по обходным вариантам с применением сварных корпусов. Карданные валы переделали, учитывая особенности экспериментального тягача.

Схема макета тягача ЗИЛ-Э134. Адрес иллюстрации: https://topwar.ru/133578-opytnyy-vezdehod-zis-e134-maket-1.html
Схема макета тягача ЗИЛ-Э134. Адрес иллюстрации: https://topwar.ru/133578-opytnyy-vezdehod-zis-e134-maket-1.html

Два макета были построены не одновременно и не повторяли друг друга, изменяясь в зависимости от выявленных в процессе испытаний недостатков. Принцип: «Первый образец делается для того, чтобы узнать, как не надо делать», успешно применялся при создании первых восмиколёсных тягачей.

Экспериментировали с компоновкой. Для повышения проходимости отодвинули от середины первую и четвёртую ось. Применение шин низкого давления, позволило отказаться от подвески. Таким образом, постепенно пришли к пониманию создания новой компоновочной схемы, которая сохранила заводской номер, но кардинально отличалась от макетов. Завод к этому времени уже стал ЗИЛ.

Некоторые особенности конструкции опытного ЗИЛ-134.

  • Компоновочные решения тягача кардинально отличались от применяемых на макетах. В качестве основы был применён герметичный корпус, детали которого были выполнены из листовой стали. Она имела горизонтальное днище с бортами, корму и передний свес для установки трёхместной отапливаемой кабины. В нижней части основания располагались места крепления трансмиссии.
  • Для восьмиколёсного тягача был создан экспериментальный 12-ти цилиндровый мотор, работающий на бензине, на котором применили много новых решений мирового уровня: центрифуга в системе смазки, гидротолкатели клапанов. Проектная мощность двигателя должна была быть 240 л.с. Экспериментальный образец не выдавал и 200. Мотор поставили за кабиной вперёд маховиком.
-4
  • В качестве муфты сцепления был применён гидротрансформатор, который предохранял двигатель от ударов со стороны трансмиссии и способствовал плавному переключению передач в автоматическом режиме.
  • Трёхступенчатая гидромеханическая КПП планетарного типа располагалась перед двигателем. Она обеспечивала автоматическое переключение передач с постоянным потоком мощности.
  • Две «раздатки» передавали момент попарно на передние и задние мосты.
Испытания ЗИЛ-134 с артиллерийской установкой. Адрес иллюстрации: https://kolesa-uploads.ru/-/fbd66be2-409a-469a-8159-014cef130006/original-11-135-html-6acce6c2.jpg
Испытания ЗИЛ-134 с артиллерийской установкой. Адрес иллюстрации: https://kolesa-uploads.ru/-/fbd66be2-409a-469a-8159-014cef130006/original-11-135-html-6acce6c2.jpg
  • Главные пары мостов спирально-конического типа предполагалось оснащать блокируемыми дифференциалами. Бортовые редукторы позволили увеличить клиренс тягача до 470 мм.
  • Мосты подвешивались на торсионной подвеске, которая имела возможность блокировки при малом давлении в шинах. Амортизаторы телескопического типа имели ход 220 мм.
  • Регулировка давления во всех шинах обеспечивалась централизованно.
Испытания ЗИЛ-134 на плаву. Адрес иллюстрации: http://alternathistory.com/files/users/user1884/avto-02-14.JPG
Испытания ЗИЛ-134 на плаву. Адрес иллюстрации: http://alternathistory.com/files/users/user1884/avto-02-14.JPG
  • Передний мост снабжался шарнирами, распространённое название которых — шарнир Рцеппа.
  • Колодочные тормоза снабжались гидропневматическим приводом.
  • В задней части тягача установили лебёдку, которая развивала усилие 10 тонн.

Почему ЗИЛ-134 не пошёл в серию?

В процессе заводских испытаний зимой и летом тягачи показал не достигаемые до того возможности проходимости. Он мог буксировать по гололёду пассажирский самолёт весом 70 тонн, на бездорожье — зенитную 130-ти миллиметровую пушку весом 29 тонн. Легко взбирался на 40-ка градусный подъём, преодолевал метровую стенку и 2-х метровый ров. Мог двигаться по лесу, заваливая деревья диаметром до 25 см, и снежной целине глубиной 60 см.

Альтернативный вариант компоновки опытного ЗИЛ-134. Адрес иллюстрации: https://kolesa-uploads.ru/-/97478561-e027-43f5-9f1b-5329423d8df8/original-11-135-html-m2d3af939.jpg
Альтернативный вариант компоновки опытного ЗИЛ-134. Адрес иллюстрации: https://kolesa-uploads.ru/-/97478561-e027-43f5-9f1b-5329423d8df8/original-11-135-html-m2d3af939.jpg

В 58-м году на бронницком полигоне были проведены испытания двух конкурентов: ЗИЛ-134 и МАЗ-535. На последнем применили двигатель Д-12-А-375, изготавливаемый в Барнауле. Его прототипом стал танковый дизель В2. Большие габариты, мощная конструкция и дизель стали конкурентными преимуществами минского тягача, который и был поставлен на вооружение.

ЗИЛ-134 был изготовлен в трёх экземплярах, которые, учитывая непревзойдённые показатели по проходимости, не пошли в производство из-за отсутствия надёжного двигателя. Они не сохранились до наших дней. Несмотря на первый отрицательный результат, команда Грачёва получила огромный опыт проектирования восмиколёсных тягачей, который был применён для создания следующих четырёхосников.

-8

Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста».

-9