Напоминаю, что я занимаюсь моделированием в типоразмерах N и Nm (масштаб 1:160), ширина колеи 9мм и 6,5мм (узкоколейка). И, чаще всего, пишу об этих типоразмерах.
Для тех, кто только начинает заниматься железнодорожным моделированием напомню основные типоразмеры:
Н0 (читается «аш-ноль»), масштаб 1:87, ширина колеи 16,5мм. Наиболее популярный масштаб в мире на настоящий момент. Существует огромный выбор локомотивов, вагонов, путей, домиков, человечков и т.д. Детали соизмеримы с руками/глазами человека и поэтому в этом типоразмере легко делать что-то свое, «самоляпное». Типоразмер очень хорош, если у вас есть лишняя комната площадью метров 30. Все «Гранд макеты» в Санкт-Петербурге и других странах сделаны именно в этом типоразмере.
ТТ – масштаб 1:120, ширина колеи 12мм. Популярен в странах бывшего Советского Союза и в Восточной Европе. Сейчас идет всплеск интереса к нему в США. Выбор локомотивов, вагонов и путей достаточно ограничен, как и всего остального.
N – масштаб 1:160, ширина колеи 9мм. Это второй, после Н0, по популярности типоразмер. А в Японии занимает первое место. Как вы увидите, рынок предлагаемых вагонов и локомотивов, путей просто большой. Сейчас типоразмер переживает второе рождение из-за миниатюризации моторов, лампочек и электроники, новых технологий по обработки пластмасс и металлов. Этот типоразмер подходит для стандартных квартир в России – он не занимает слишком много места.
Z – масштаб 1:220, ширина колеи 6,5мм. Популярен в Японии. В других странах этот масштаб воспринимается больше, как «сувенирный». Имеет ограниченный выбор всего. Малый размер оставляет мало возможностей для самоделок. В последние годы производители пытаются поднять качество моделей. Этот типоразмер хорош для японских квартир или если вы хотите сделать макет в портфеле.
Т – масштаб 1:450, ширина колеи 4,5мм. Появился в Японии два-три года назад. Очень ограниченный и специфический выпуск подвижного состава и путей.
Надеюсь, вы определились с выбором типоразмера.
Теперь вам надо определиться, сколько денег вы готовы потратить из семейного бюджета. Все движущиеся единицы (паровозы, тепловозы, электровозы, моторисы) выпускаются в двух вариантах. Аналоговый – это всё просто: мотор, редуктор, колеса – позволяет спокойно гонять поезда по рельсам, сделать автоматику со светофорами и так далее. Будет меняться свет в зависимости в какую сторону поедет ваш локомотив.
Цифровой вариант дополняет аналоговый электроникой и динамиком. Паровоз у вас будет делать «чух-чух», в зависимости от скорости, будет идти дым из трубы, будет гореть огонь в топке, и т.д. и т.п. Цифровые варианты очень любят показывать в рекламе фирмы, которые выпускают такие модели. Естественно, такие локомотивы будут стоить примерно на 100 долларов дороже, чем его аналоговая версия. Также требуются дорогие пульты управления, блоки управления для стрелок и т.д. Интересно, что если во всем мире электроника дешевеет (сравните цены на телевизоры, компьютеры), то в моделизме она только дорожает. Покупая «цифру», не забывайте, что лет через десять сменятся приоритеты или база и ваш локомотив может превратиться в неподвижный кусок пластика. Впрочем, большинство цифровых версий имеют переключатель для работы в аналоговом режиме.
Давайте рассмотрим фирмы, которые работают на рынке моделей в типоразмере N.
Все локомотивы и вагоны любых компаний совместимы друг с другом и с рельсами разных компаний. Поэтому Ваш поезд может состоять из локомотива одной компании и вагонов от других компаний.
Arnold(Германия) – это первая фирма, которая начала работать в этом типоразмере и много сделавшая для его развития. Есть очень интересные модели. Фирма не боится экспериментировать и, иногда, получаются не очень надежные локомотивы. Вагоны и локомотивы хранятся в прозрачных коробочках, которые могут стоять вертикально и образовывать витрины.
Trix или MiniTrix – эта фирма начинала работать в Великобритании, но потом перебралась в Германию. Сейчас эта компания одна из основных производителей в данном масштабе. Очень часто выпускает «необычные» модели, хотя и «обычными» не брезгует. Подход такой же – прозрачные коробки, которые могут использоваться в качестве витрин.
Показанная электромоториса имеет двигатель и является одним из самых маленьких локомотивов в данном масштабе (ее длина меньше коробка спичек).
PIKO – (Восточная Германия). В годы построения социализма и коммунизма была крупнейшей модельной компанией в Восточной Европе, СССР и всего социалистического лагеря. Выпускала вагончики и локомотивы, которые не боялись детских рук и детского насилия. Хранились такие вагоны в бумажных коробочках.
На настоящий момент это самые дешевые вагоны. Если хотите приучить ребенка к моделизму без ущерба вашему карману – это как раз то, что нужно. Потому будете подкупать хорошие модели.
Когда ГДР сдали Западной Германии, то фирма перестала выпускать модели (как пишут, под давлением западногерманских производителей).
Лет пять-десять назад PIKO начала заново всё с нуля. И сейчас она выпускает хорошие вагоны и локомотивы с «хорошей» ценой. Сменилась и упаковка. Хотя ассортимент очень маленький (надеюсь, пока) и не идет в сравнение с другими основными производителями.
Fleischmann – она вышла на рынок моделей этого масштаба позднее чем другие, но она чувствует себя очень уверенно. Ее «фишка» это - выпуск часто встречаемых вагонов в различной окраске, надписях и т.д. Кризис есть кризис, в последние годы Компания начала «заходить» на территорию Trix и делать интересные вагоны и локомотивы. Модели отработаны и надежны.
Все вышеперечисленные компании освоили технологию «открывающихся дверей» - у большинства моделей можно отрыть двери.
О других, более мелких компаниях (но не менее интересных) мы поговорим в следующий раз.
Не забудьте поставить лайк, чтобы я знал, что пишу не напрасно.
Другие темы
Делаем рельеф на макете
Деревья на макете
Успехов!