Посетитель музея. СССР-Швейцария, 1990. Режиссер и сценарист Константин Лопушанский. Актеры: Виктор Михайлов, Вера Майорова-Земская, Вадим Лобанов, Ирина Ракшина, Александр Расинский и др.
Режиссер Константин Лопушанский поставил семь полнометражных игровых фильмов («Посетитель музея», «Русская симфония», «Гадкие лебеди», «Роль» и др.), часть из которых относится к фантастическому жанру.
После «Писем мертвого человека» Константин Лопушанский продолжил свои размышления на экологическую тему в философско-фантастической притче «Посетитель музея». В этой антиутопии снова рассматривалась ситуация после свершившейся экологической катастрофы. Человечество исчерпало природные ресурсы. Один из немногих оставшихся в живых жителей Земли пытается спасти своих отчаявшихся собратьев по разуму…
В год выхода «Посетителя музея» во всесоюзный прокат о нем много писала кинопресса.
Кинокритик Валентин Михалкович во «Мнениях» отметил, что «истинная тема картины – не экология, а другой дефицит, главный и добровольно сотворенный: дефицит духовной свободы» (Михалкович, 1990: 25).
Андрей Еремин в журнале «Искусство кино» писал о «Посетителе музея», что «несмотря на эстетически мрачное обрамление, фильм не имеет ничего общего с потоком «черного» реализма, который выплеснулся сегодня (т.е. на рубеже 1990-х – А.Ф.) на наши экраны. Сквозные темы Священного Писания – Грехопадение, Призвание, Исход, Искупление, Спасение, Завет – вокруг которых строится картина, придают ей литургический смысл. Зритель, знакомый со Священным Писанием не понаслышке, унесет с собой ощущения надежды и Евхаристической радости. Нельзя не задуматься и над судьбой этой сложной работы. Несомненно, новый пророческий призыв Лопушанского обращен прежде всего к потенциальным «последним просителям». Поэтому язычники эту выдающуюся картину просто не поймут, но, разобрав по кирпичикам, осудят, а автора, быть может, забросают камнями. В утешение ему могу только напомнить, что камни есть лучший знак достойно исполненного служения» (Еремин, 1990: 74).
У многих зрителей «Посетитель музея» и сегодня получает высокую оценку:
«Фильм великий... Собственно как и предыдущее послание человечеству - "Письма мертвого человека". Хочется сказать огромное спасибо автору - ведь так не снимает никто. Это, наверное, даже и не кинофильм. Это некая отправная точка формирования этического восприятия мира. Такие произведения создаются не для кассы и не проходят бесследно... И именно эти фильмы следует показывать нынешним школьникам, тем, собственно, кому и адресован замысел художника» (О. Дербин).
Александр Федоров, 2021