Найти тему
NOIR

Почему мировой заговор "Запланированного устаревания" обошел СССР стороной

Сегодня считается нормой, если прибор ломается через 2 - 3 года эксплуатации, а купить новую технику, как правило проще и дешевле, чем ремонтировать старую. Именно эти принципы и лежат в основе схемы "Запланированного устаревания".

Но так было не всегда. Изначально, товары широкого спроса делали буквального на века. Примером тому служит лампочка в пожарной части американского городка Ливермор, которая непрерывно горит 120 лет. Ее внесли в книгу рекордов Гинесса, а также у нее есть свой сайт, где можно следить за режимом ее работы онлайн. Кстати, эта лампочка пережила уже две современные камеры видео наблюдения.

Изобреатель вечной лампочки Адольф Шайе не держал тенологию в секрете. Он всего лишь использовал вместо тонкой вольфрамовой нити, толстую углеродную. В 1897 году его компания "Шелби" ледировала на американском рынке и производила около 4000 лампочек в день.

В 1914-м, Шайе продал фирму главному конкуренту - магнату Томасу Эдисону, которого теперь называют отцом электрической лампочки. Но вместо того, чтобы расширять производство, бизнесмен закрыл заводы "Шелби".

-2

Именно Эдисона считают одним из авторов концепции "Запланированного устаревания". В 1924 году, он тайно встретился в одном из отелей Женевы с коллегами - крупнейшими производителями ламп накаливания. На встрече присутствовали: немец Карл Сименс, голландец Антон Филипс и француз Фредерик Барбье. Бизнесмены создали кортель, который назвали "Феп" в честь древнеримского бога света. Они договорились, что теперь лампочки, которые они производят, будут работать не более 1000 часов. Стратегия себя оправдали и вскоре их доходы выросли в несколько раз.

В 1932 году, с идеей запланированного устаревания, публично выступил крупный американский торговец недвижимостью Бернард Лондон. Он издал Брошюру, в которой предложил искусственно ограничить срок службы товаров и запретить использование просроченной продукции. К нему прислушались производители, которые быстро поняли свою выгоду.

Одними из первых этими советами воспользовались производители джинсов. Вместо прочной конопляной ткани они начали использовать хлопок, который быстро протирался дыр.

-3

Еще циничнее поступили производители нейлоновых чулок. Изначально этот революционный синтетический материал отличался невероятной прочностью. Из нейлона шили парашюты, а мужчины частенько использовали дамские чулки вместо автомобильного троса. Но затем, химики изменили формулу нейлона, сделав волокна хрупкими, чтобы на колготках моментально появлялись стрелки.

Похожим путем пошли концерны, выпускавшие бытовые приборы и автомобили. Инженеры, которые бились над созданием безотказной техники, теперь начали наоборот проектировать дефекты и поломки. Сейчас все привыкли считать, что автомобиль нужно менять раз в 3 года.

В СССР проблемы запланированного устаревания не было. Отечественные холодильники, утюги и пылесосы, хоть и выглядели неказисто, были долговечными и работали безотказно.

Дело в том, что в СССр была плановая экономика. Цены на товары регулировало государство, а специальный орган - Госплан, решал, какую продукцию и в каком количестве производить. В таких условиях выпускать недолговечные товары не имело смысла, потому что неминуемо возник бы дефицит.

-4

К тому же, советская бытовая техника должна была соответствовать ГОСТу, а за дефекты ответственные лица вполне могли попасть под суд.