Сегодня считается нормой, если прибор ломается через 2 - 3 года эксплуатации, а купить новую технику, как правило проще и дешевле, чем ремонтировать старую. Именно эти принципы и лежат в основе схемы "Запланированного устаревания".
Но так было не всегда. Изначально, товары широкого спроса делали буквального на века. Примером тому служит лампочка в пожарной части американского городка Ливермор, которая непрерывно горит 120 лет. Ее внесли в книгу рекордов Гинесса, а также у нее есть свой сайт, где можно следить за режимом ее работы онлайн. Кстати, эта лампочка пережила уже две современные камеры видео наблюдения.
Изобреатель вечной лампочки Адольф Шайе не держал тенологию в секрете. Он всего лишь использовал вместо тонкой вольфрамовой нити, толстую углеродную. В 1897 году его компания "Шелби" ледировала на американском рынке и производила около 4000 лампочек в день.
В 1914-м, Шайе продал фирму главному конкуренту - магнату Томасу Эдисону, которого теперь называют отцом электрической лампочки. Но вместо того, чтобы расширять производство, бизнесмен закрыл заводы "Шелби".
Именно Эдисона считают одним из авторов концепции "Запланированного устаревания". В 1924 году, он тайно встретился в одном из отелей Женевы с коллегами - крупнейшими производителями ламп накаливания. На встрече присутствовали: немец Карл Сименс, голландец Антон Филипс и француз Фредерик Барбье. Бизнесмены создали кортель, который назвали "Феп" в честь древнеримского бога света. Они договорились, что теперь лампочки, которые они производят, будут работать не более 1000 часов. Стратегия себя оправдали и вскоре их доходы выросли в несколько раз.
В 1932 году, с идеей запланированного устаревания, публично выступил крупный американский торговец недвижимостью Бернард Лондон. Он издал Брошюру, в которой предложил искусственно ограничить срок службы товаров и запретить использование просроченной продукции. К нему прислушались производители, которые быстро поняли свою выгоду.
Одними из первых этими советами воспользовались производители джинсов. Вместо прочной конопляной ткани они начали использовать хлопок, который быстро протирался дыр.
Еще циничнее поступили производители нейлоновых чулок. Изначально этот революционный синтетический материал отличался невероятной прочностью. Из нейлона шили парашюты, а мужчины частенько использовали дамские чулки вместо автомобильного троса. Но затем, химики изменили формулу нейлона, сделав волокна хрупкими, чтобы на колготках моментально появлялись стрелки.
Похожим путем пошли концерны, выпускавшие бытовые приборы и автомобили. Инженеры, которые бились над созданием безотказной техники, теперь начали наоборот проектировать дефекты и поломки. Сейчас все привыкли считать, что автомобиль нужно менять раз в 3 года.
В СССР проблемы запланированного устаревания не было. Отечественные холодильники, утюги и пылесосы, хоть и выглядели неказисто, были долговечными и работали безотказно.
Дело в том, что в СССр была плановая экономика. Цены на товары регулировало государство, а специальный орган - Госплан, решал, какую продукцию и в каком количестве производить. В таких условиях выпускать недолговечные товары не имело смысла, потому что неминуемо возник бы дефицит.
К тому же, советская бытовая техника должна была соответствовать ГОСТу, а за дефекты ответственные лица вполне могли попасть под суд.