В этой статье я рассказывал про то, какие виды акций бывают, и на какие типы разделяются привилегированные.
Пришло время узнать, какие классы акций бывают, и чем они отличаются.
Класс акции – набор характеристик для разделения прав и привилегий акционеров. Можно сказать, выбирая акцию из, например, трёх возможных опций, инвестор стоит у камня на распутье, решая, буквально, какую цель он преследует, приобретая ценную бумагу эмитента. Это важно, поскольку, помимо разного уровня и вида привилегий, по разным классам присущ разный размер комиссии.
Здесь и далее комиссия означает плату за обслуживание в пользу непосредственно эмитента, а не посредника (биржи, например).
Как правило, высокая комиссия того или иного класса говорит о более высоком риске и, соответственно, но не факт, о более высокой потенциальной прибыли.
В основном на бирже сегодня представлены бумаги классов A, B и C (в латинской раскладке*). Причём, понятно, что предоставляемые привилегии, права от компании к компании могут различаться. Однако, всё же существуют определённые закономерности. Далее отметим ключевые особенности [различия] классов.
Класс A.
Акция этого класса представляет собой рядовую привилегированную акцию. Акционер обретает право на получение дивидендов, не получая при этом права на управление (право голоса) компанией.
Комиссии по сделкам, если они есть, с данным классом бумаг, естественно, самые низкие сравнительно с другими классами. Может быть и так, что комиссии при покупке вовсе не предусмотрено.
При этом не идёт речи об уплате комиссии при продаже бумаги.
Интересно, что при повышении доли владения данными бумагами, инвестор может получить возможность уплачивать меньший объём комиссионных.
Класс B.
Акция этого класса представляет собой рядовую обыкновенную акцию, соответственно, с правом голоса и правом участия в распределении прибыли в виде дивидендов. Количество голосов на одну акцию данного класса равно также одному.
Комиссия при покупке выше (чем у класса A), однако её также может и не быть вовсе, более того, имеет место комиссия при продаже. Поспекулировать так же прибыльно как акциями класса A не получится, поэтому разумно покупать их на средний–длительный срок.
Особенностью является автоматическая конвертация в акцию класса A по истечении определённого срока (обычно составляет 8 лет).
Класс C.
Акция этого класса – обыкновенная акция с правами получения прибыли и голоса, только количество голосов на акцию равно десяти.
Акционер обязан уплачивать ежегодные комиссионные.
При этом не взимается комиссия при покупке и взимается минимальная комиссия при продаже (комиссия не взимается при владении дольше одного года).
Также априори не существует возможности автоматической конвертации в другие типы бумаг.
В долгосрочной перспективе держание таких акций может оказаться убыточным в силу того, что акционер ежегодно уплачивает огромные комиссионные.
Итого инвестору, действующему в краткосрочном периоде (до года), очевидно, подойдут акции класса C; для долгосрочных инвестиций наиболее подходящий вариант– акции класса A (акции этого класса в принципе чаще всего называют самыми выгодными); для вложений на средний или длительный срок подходят автоматически конвертируемые в акции класса A акции класса B.
По большому счёту, можно сказать, что разделение акций на классы имеют все компании, однако, указывают прямую классовую принадлежность далеко не все.
Российские компании указывают обычные или привилегированные это акции.
Самый яркий пример прямого указания классов в тикере (тикер – название котировки — биржевой идентификатор) — акции компании Google (классов A и C).
Вот ещё пример – Virgin Galactic с акциями A–класса.