Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Впервые арабы пытались завоевать Константинополь во второй половине 7 века. Закончилась эта история бесславным поражением армии халифа Муавии. Через сорок лет дамасские халифы Омейяды решили исправить его досадный промах, вторично напасть на христиан и овладеть, наконец, центром конкурирующей религии. Однако ничего хорошего из этого тоже не получилось, и вот почему.
Стопроцентная готовность
Арабы подготовились к новой войне безукоризненно. Во-первых, они привели к Константинополю армию в 80 000 человек, а проливы блокировали флотом из 1800 судов.
Во-вторых, арабы поняли, что штурмом Константинополь не взять, и что для осадных машин его стены неуязвимы. Исходя из этого, мусульманский военачальник Маслам окружил Город плотным кольцом и блокировал его со всех сторон.
Произошло это в августе 717 года. Арабы намеревались взять столицу ромеев измором. О серьёзности их намерений говорит тот факт, что вместе с собой они привезли зерна пшеницы. Осенью войска Маслама "вспахали землю вокруг городских стен и посадили хлеб, намереваясь собрать урожай следующей весной и таким образом обеспечить себя продовольствием".
Ромеи попытались снять осаду с помощью флота и "греческого огня", но натиск их кораблей желаемого результата не принес. Как выразился Р. Кроули, "все было тщательно продумано для сокрушения «неверных»".
Византийская хитрость
Дальнейшие события, от которых арабы ожидали победы, разворачивались по сценарию, который не мог присниться в самом страшном сне самому непримиримому противнику ислама. Согласно хроникам завоевателей, императору Льву III удалось поймать своих врагов на беспрецедентную хитрость.
Он убедил Маслама в том, что сдаст город арабам, если они уничтожат свои запасы еды, а часть зерна дадут осажденным. То ли император ромеев был слишком хитёр, то ли военачальник арабов слишком наивен, история об этом умалчивает. Но когда арабы поделились с горожанами зерном, а сами остались без продовольствия, "Лев засел за стенами и отказался продолжать переговоры".
Суровая зима
Вскоре в армии Маслама начался голод. В дополнение к этой напасти в Средиземноморье наступила необычайно суровая зима, прихода которой арабы не ожидали. Снег лежал на земле сто дней. Начался падёж верблюдов и лошадей. Солдаты теряли присутствие духа. Чтобы выжить, им приходилось питаться падалью.
Сто лет спустя, Феофан Исповедник (правдоподобность сведений которого остаётся под вопросом) сообщал, что арабы "будто ... даже запекали и ели умерших, а также заквашивали и поедали свои испражнения".
От голода, свирепой зимы и болезней в лагере Маслама умерли тысячи человек. Земля была слишком твёрдой, и трупы сбрасывали прямо в море.
Весна, не принёсшая облегчения
Арабы ждали весну, как избавление от чудовищных невзгод. И, действительно, с наступлением тепла к ним прибыл большой транспортный флот с продовольствием и снаряжением для пострадавших.
Остерегаясь "греческого огня", мусульмане разгрузили корабли и спрятали их в укромной бухте. Однако их предали матросы-христиане, перебежавшие к грекам и рассказавшие о местоположении флота. Ромейские корабли, вооружённые огненными пушками, немедленно сожгли арабские суда.
В это же время арабская армия, шедшая на подкрепление Масламу из Сирии, "попала в засаду и была ... изрублена в куски византийской пехотой".
Бесславный конец кампании
Развивая полученный успех, император Лев вступил в переговоры с болгарскими царями и убедил их напасть на мусульман. В состоявшемся сражении погибло 22 000 арабов.
15 августа 718 г. армия Маслама сняла осаду Константинополя и в беспорядке вернулась домой. Часть солдат уплывала по морю, и судьба нанесла им последний удар. В Эгейском море началось подводное извержение вулкана. Буря докатилась до Мраморного моря и уничтожила остатки арабских кораблей. Как сказано в одной из хроник::
"Морская вода закипела, и когда смола, которой просмолены были корабли, растаяла, они потонули в глубинах вместе с командой и со всем, что было на них".
Из громадной армии, отправившейся на завоевание Константинополя, в Сирию вернулось лишь несколько сот человек, поместившихся на пяти судах. Так что мусульман можно понять, почему они не любят вспоминать о событиях того злосчастного года.