Найти в Дзене
Музло, Бухло и Котики

Metal Machine Music Лу Рида - "Черный квадрат" в музыке или средний палец слушателям?

О Metal Machine Music Лу Рида абсолютно точно многие чаще слышали или читали, чем пробовали его слушать. Часто его называют худшим релизом всех времен. И для начала немного о его истории. Двойной винил вышел в июле 1975 года, когда музыкант был на пике популярности, которая, в плохом смысле, не давала покоя Риду. Альбом, кстати, даже издали в квадрафонической (четырехканальной версии) и в формате 8-track (пленочные картриджи, которые часто использовались в машинах, так, пожалуй, проще всего описать что такое 8-track). Последняя сторона второй пластинки была "закольцована", чтобы бесконечно играть на проигрывателе. На обложке изображен сам музыкант в имидже, который в 80-х станет "стандартом" для многих рокеров (только поменяется прическа). В США сообщалось о продажах 100 000 копий, а издан он был еще и в Канаде, Австралии, Японии и континентальной Европе, но не Великобритании. На этом месте лучше обратиться к словам самого Лу Рида: «Я выпустил Metal Machine Music именно для того, ч

Обложка альбома
Обложка альбома

О Metal Machine Music Лу Рида абсолютно точно многие чаще слышали или читали, чем пробовали его слушать. Часто его называют худшим релизом всех времен. И для начала немного о его истории.

Двойной винил вышел в июле 1975 года, когда музыкант был на пике популярности, которая, в плохом смысле, не давала покоя Риду. Альбом, кстати, даже издали в квадрафонической (четырехканальной версии) и в формате 8-track (пленочные картриджи, которые часто использовались в машинах, так, пожалуй, проще всего описать что такое 8-track). Последняя сторона второй пластинки была "закольцована", чтобы бесконечно играть на проигрывателе.

На обложке изображен сам музыкант в имидже, который в 80-х станет "стандартом" для многих рокеров (только поменяется прическа). В США сообщалось о продажах 100 000 копий, а издан он был еще и в Канаде, Австралии, Японии и континентальной Европе, но не Великобритании. На этом месте лучше обратиться к словам самого Лу Рида: «Я выпустил Metal Machine Music именно для того, чтобы положить конец всему этому. Это бы такой огромный "Fuск You". Я хотел все "проветрить" и избавиться от всех тех (в оригинальном английском тексте они назывались "fuскing аsshоlеs"), кто приходит на концерты и кричат "Vicious" или "Walk On The Wild Side" (песни с диска Transformer, спродюсированного Дэвидом Боуи Миком Ронсоном и ставшим началом массовой популярности Рида). Множество покупателей почти сразу вернули купленные экземпляры в магазины, с полок которых этот релиз исчез через три недели (в наше время оригинал в приличном состоянии стоит порядка 100 долларов). Казалось бы, что вопрос закрыт. Но не все так просто.

В 2007-м в интервью сайту Pitchfork музыкант признался о Metal Machine Music: "Миф - это то, что я записал его, чтобы освободиться от контракта. [...] Правда - он мне действительно, действительно, действительно нравился". В 2002-м автор еще и исполнил альбом на сцене с авангардным ансамблем Zeitkratzer. И еще один факт, говоривший, что пластинка была не просто "розыгрышем", Рид хотел его выпустить на лейбле для классической музыки RCA Red Seal, минималистов или авангардных композиторов выпускали именно подобные специальные подразделения звукозаписывающих компаний.

Оригинал «Чёрного супрематического квадрата» 1915 года
Оригинал «Чёрного супрематического квадрата» 1915 года

А теперь обратно к главной мысли - Metal Machine Music в музыке можно сравнить с «Чёрным супрематическим квадратом» (такое у него авторское название) Каземира Малевича в живописи. Их объединяют несколько моментов. Оба произведения в реальности не были чем-то новым - гитарный фидбэк начали использовать в студии ещё в 60-х (в том числе и сам Лу), а монохромную картину нарисовал ещё в 1882 француз Альфонс Алле, она называлась «Битва негров в пещере ночью», и о ней Малевич знал. Как и художник, Рид работал в собственной студии, своем нью-йоркском лофте. Обе работы были долго время в "официальном" забвении - "Черный квадрат" не выставлялся в СССР почти 50 лет, а лейбл не переиздавал пластинку более 15-ти. И Metal Machine Music, и «Чёрный квадрат» стали вдохновением для других артистов. Например, Sonic Youth вдохновлялись работой Лу Рида, а Нил Янг в 90-е даже записал концертный диск Arc - 30 минут гитарного нойза и ударные, выпущен он, правда, отдельно не был, а вошел в состав другого концертника Weld (но сейчас он уже доступен в стриминге как независимый релиз).

Молодой Тёрстон Мур из Sonic Youth. Обложку узнаете?
Молодой Тёрстон Мур из Sonic Youth. Обложку узнаете?

Но самое главное - оба произведения можно считать конечными точками в своих видах искусства, можно ли нарисовать что-то проще и концептуальнее, чем "Чёрный Квадрат"? Можно ли записать что-то в современной музыке более простое, чем гитарный фидбэк? Про белые холсты или "4′33" речь не идет - они на противоположной стороне.

И маленький лайфхак - если все-таки хотите послушать Metal Machine Music, то используйте наушники.

The Rolling Stones "Соскsucker Blues": неизданная песня и невыпущенный фильм

Как современный мастеринг изменил звучание знакомой музыки

The Masked Marauders - история реального альбома фейк-группы 60-х