Московская область достаточно неоднородна. Тут словно вся центральная Россия в миниатюре, и Москва символично занимает место в середине. Есть лесостепи за Окой, есть запад с мягким климатом, есть промышленный болотистый восток. За север отвечает Талдомский район. Его природа заметно отличается от соседних - тут более дремучие лиственные леса, изобилующие змеями, особенно много болот. Здешние клещи считаются наиболее опасными в Подмосковье. Формально не входящая в Талдомский район Дубна - единственное место столичного региона, которого касается Волга. Напоминает всё это скорее Тверскую область. Сам районный центр, Талдом, ещё каких-то лет десять назад тоже отдалённо был похож на какие-нибудь Кимры или Зубцов, лишь немного превосходя их по благоустройству. Но за этот период он изменился очень сильно, как визуально, так и по своему духу. Так вышло, что я бываю тут регулярно, поэтому мне волей-неволей пришлось наблюдать процесс преображения в динамике. Об этих метаморфозах, а также вообще о Талдоме в подробностях, в этом рассказе.
1. Километрах в десяти от Талдома находится крупнейший в Подмосковье дачный массив. Огромная площадь занята непрерывной чередой перетекающих друг в друга СНТ. В летнее время по субботам на неприметной платформе Власово, что расположена за одну до Талдома на Савёловской ветке, с электричек сходят натуральные толпы людей с рассадой, шашлыками и кошками в переносках. Часть из них доезжает до Талдома, т.к. там автобусы ходят удобнее.
2. Радости обладания дачей тут я не особо понимаю - природа по меркам Подмосковья одна из самых тяжёлых, да к ней ещё и подобраться непросто: на километры вокруг участка будут лишь такие же точно участки. Тем не менее, именно по причине этого дачного массива я в Талдоме регулярно и оказываюсь.
3. Ещё лет пять назад к кустам этих СНТ дорога была грунтовая и крайне разбитая. На дачу ездили как в отпуск, надолго, закупая с собой побольше продуктов и хозтоваров, везли их из Москвы. В Талдом возникала мысль поехать только в крайнем случае - в больницу или за экстренно понадобившимися стройматериалами, потому что поездка получалась тяжёлой, долгой и некомфортной. В те годы город и многочисленные дачники, находящиеся совсем рядом, почти не сталкивались. Талдом был малолюден, спокоен, провинциален и неухожен. Была в этом своя эстетическая прелесть, но всё-таки он был невзрачен и неуютен. Все изменилось, когда заасфальтировали дорогу к дачам...
4. Талдом в летнее время превратился в многолюдный суетливый городок. Толпы дачников, более не сдерживаемые плохой дорогой, стали мотаться туда за продуктами, стройматериалами, а кто и просто погулять. Буквально за год в городе как грибы повырастали полтора десятка супермаркетов, а небольшие строительные ярмарки превратились в обширные базары. В Талдоме по-прежнему было неуютно, но по-другому. Осталась неухоженность, исчезло спокойствие и провинциальная затхлость. Получился этакий грязный пыльный муравейник.
5. Вряд ли эти события взаимосвязаны, но в конце 2010-х в Талдом пришло массовое благоустройство. Я так понимаю, это какая-то централизованная областная программа, т.к. такие акции проходят по всему Подмосковью. Так, навскидку, досталось ещё Зарайску, Сергиеву Посаду, Клину, Солнечногорску, Рошалю, Жуковскому. Принцип везде примерно одинаковый, по примеру модных кластеров центра Москвы, - пешеходные зоны со всякими изощрёнными современными скамейками, фонарями, стильной символикой и прочим хипстерским урбанизмом.
6. По какому принципу выбирают города, я не понимаю. Почему этот аттракцион почти не затронул Серпухов, например, или Волоколамск неясно. Но вот Талдому повезло. А учитывая его скромные размеры, получилось так, что после реконструкции пары улиц кажется, что преобразился он словно весь целиком.
7. Собственно, историческая часть тут и вовсе умещается в пределах двух линий вокруг вытянутой центральной площади Карла Маркса. Большинство старых домов Талдома показаны на предыдущих фото. В принципе, они довольно симпатичные и почти не разбавлены советской или постсоветской эпохой, но и ничего сверхъестественного они из себя тоже не представляют. До революции Талдом был крупным селом, разросшимся за счёт пересечения торговых дорог, на котором он находился, да сапожного ремесла. Которое, впрочем, масштабами и оборотами всё равно сильно уступало соседним Кимрам.
8. Но на что-то капитальное талдомские купцы всё-таки разродились. На то они и купцы - не помериться достоинствами с кимряками они просто не могли. В доме купцов Машатиных уже долгое время располагается администрация:
9. Все исторические постройки тут родом из рубежа XIX-XX-х веков, когда через Талдом прошла железная дорога, и небольшое село достигло пика своей экономической активности. Каменные торговые ряды тогда построили на месте старых деревянных:
10. Вероятно, старейшим из сохранившихся зданий Талдома является церковь Архангела Михаила. Её строили с 1800-го по 1808-й годы. Колокольню разобрали при советах, сейчас возводят заново:
11. В центре площади, конечно же, Ленин. Его тут дополняет доска почёта:
12. Естественным продолжением площади Карла Маркса является улица Салтыкова-Щедрина. Ей досталась львиная доля благоустройства конца 2010-х. По столичной моде, тут сделали широкие тротуары с плиткой и фонарями, максимально урезав проезжую часть. Для Талдома - отлично:
13. В ходе этой реконструкции из руин восстановили пожарную каланчу начала прошлого столетия. Нечастое в нашей стране и очень позитивное решение. Теперь тут ЗАГС. Надо сказать, что с ней центр Талдома уже вполне может претендовать на достойное туристического внимания место.
14. В целом, примерно за 10 лет образ города перевернулся с ног на голову. Из пыльного, зачуханного и пустынного медвежьего угла столичного региона он превратился в этакую показушную провинцию. Провинцию скорее европейского, на вид, толка - не ту, откуда бегут сломя голову, а ту, где вполне можно, пусть небогато, но тихо и спокойно жить.
15. На улице Салтыкова-Щедрина - ещё пара заметных зданий. В доме купца Волкова - краеведческий музей:
16. А в соседнем здании, доме купца Киселёва, - библиотека:
17. Памятник поэту Клычкову, родившемуся на территории нынешнего Талдомского района:
18. К сожалению, один из старых особняков, выходящих на реконструированную улицу Салтыкова-Щедрина, в 2015-м сгорел, и теперь на красивый променад смотрит пепелище первого этажа:
19. Но, пожалуй, основной претензией к работам по благоустройству я бы назвал вот этот дискредитирующий плакат. На дворе лето 2018-го, он по-прежнему висит, обещая закончить реконструкцию в августе 2016-го. При том, работы только подходят к завершению: строительный мусор ещё не убран, отдельные участки всё ещё обнесены лентой.
20. Ещё из любопытных плакатов - реклама общества трезвости. По всей видимости, это что-то историческое, т.к. в отличие от соседних Кимр, слывших в 90-е столицей наркомании, каким-то особым уровнем алкоголизма Талдом никогда не выделялся:
21. При том, большинство прилегающих даже к центральной площади и к новоявленному Арбату улиц выглядят вот так. Да и значительная часть всего Талдома примерно такая и есть:
22. Но пара интересных мест в городе, кроме площади Карла Маркса, всё же есть. За зданием администрации к ней примыкает ещё одна вполне себе симпатичная площадь, безымянная. На ней в 2016-м установили памятник самому именитому уроженцу Талдомского района - Салтыкову-Щедрину. Как и Клычков, он родился в селе на территории Тверской губернии, которое со временем оказалось в составе Талдомского района области Московской. Так что, думается мне, мои ассоциации с соседним регионом тут не случайны - её духом тут до сих пор веет ощутимо. Карильон на башенке с часами, пристроенной к детской школе искусств, играет почему-то «На сопках Маньчжурии», хотя куда уместнее были бы «Подмосковные вечера».
23. Эта безымянная площадь, помимо памятника писателю, также получила щедрую дозу благоустройства. Здесь сделали, например, велосипедную дорожку. Правда, пределами этой площади она и ограничивается. Непонятно, куда ехать дальше.
24. Есть тут даже бесплатный аудиогид на четырёх языках. Дело было в июне 2018-го, когда российские города, принимающие чемпионат мира по футболу, наводнили иностранцы. Мы все были под впечатлением от атмосферы международного праздника и мощной инфраструктуры, налаженной для приёма зарубежных гостей. Но вот Талдом, вроде бы, в число этих городов не входил никоим образом. И, конечно, первая мысль, что пришла здесь в голову, - неужели тут тоже ждали иностранцев? Вдруг кто-то из бразильцев или аргентинцев, устав от футбола, решит съездить на север Подмосковья?
25. Поблизости - дом культуры:
26. Ещё одно приятное место в Талдоме - парк Победы, расположенный на северо-восточной окраине:
27. В составе парка - аллея Славы:
28. Здесь же - мемориал с красивым мозаичным панно:
29. Через дорогу от парка - скульптурная композиция, включающая два главных символа города и района: сапоги и журавли. О том, что село Талдом в своё время поднялось за счёт сапожного ремесла, я уже говорил. Про журавлей же знают, наверное, все, кто хотя бы проезжал через эти края: птица красуется даже на гербе Талдома и района. Дело в том, что к востоку от города расположен природный заказник "Журавлиная родина". Осенью на тамошних болотах собирается до полутора тысяч этих птиц, перед перелётом на юг.
30. За памятником - советский кинотеатр «Родина», после реконструкции ставший центром досуга:
31. В этом районе Талдома компактно разместились немногочисленные многоквартирные дома. Думается, большая часть населения города живёт здесь. Интересно было бы узнать, где они работают, помимо муниципальных должностей. Талдом сохранил свою историческую торговую сущность, и ничего особенного кроме магазинов тут и нет. Вся промышленность вынесена в пгт. Северный, в десятке километров от Талдома. Там, помимо прочего, есть мощный радиоцентр.
32. Есть даже новостройки. Всегда убивало многоэтажное строительство в городах, где пустуют значительные территории, а население сокращается.
33. За парком Победы есть даже озеро с пляжем. В летний зной тут, кроме всяких шуток, купаются. Водичка выглядит чистой. За талдомчан можно только порадоваться:
34. Новый спорткомплекс. В Подмосковье много таких настроили, у них даже облицовочные панели, шрифт на фасаде и гербы одинаковые. Хочется сказать, что по типовому проекту, но как раз в деталях формы они отличаются. Наиболее похожи шатурский и апрелевский.
35. В зарослях кустарника затерялся памятник молодой разведчице Зине Голицыной, ушедшей на фронт из Талдома и убитой фашистами в
селигерском крае, как и Лиза Чайкина. Форма скульптуры весьма странная - высокая стела с крохотной головой где-то внизу:
36. Вблизи суетливого талдомского рынка притаился невыразительный памятник местному комиссару-экспроприатору Н.М. Собцову, убитому местными купцами, у которых он пытался изъять хлеб. В 1930-1931-м город даже полгода носил название Собцовск. Но не столько из всенародной любви к революционеру, сколько из-за необходимости переименовать Ленинск во что-то другое. Ленинском Талдом пробыл 12 лет с 1918-го, но поскольку в те годы в честь вождя мирового пролетариата называли всё, что ни попадя, в одной только Московской области образовалось два Ленинских района. Дабы избежать путаницы, видимо, второпях и попытались найти кого-то из местных, идеологически верного. Однако название Собцовск ну совсем не прижилось, так что вскоре Талдому просто вернули его историческое название.
37. Нельзя обойти стороной вокзал. Станция "Талдом-Савёловский" находится на линии Москва-Савёлово. Это последняя станция МЖД и Московской области. За ней ещё платформа Лебзино, а потом - Тверская область и ОЖД. Здание вокзала тут, как видно, не самое интересное. Год постройки указан на фасаде.
38. Здесь останавливаются все электрички, идущие в Савёлово и обратно (а их не так уж и мало). Для двух пар в день Талдом даже является конечной. Эту станцию я неоднократно проезжал мимо, следуя в заповедные дебри Савёловской глухомани.
39. Прибывающих в Талдом на электричке встречает старый памятник Салтыкову-Щедрину, со стелой, на которой изображены персонажи его произведений:
40. За железной дорогой - скромных размеров райончик, состоящий ещё из нескольких хрущёвок. Тут есть свой дом культуры и памятник Великой Отечественной:
Для меня Талдом давно уже стал "своим". Это место не про путешествия, а про быт. Однако, в последние годы знакомый, дачный и по-своему уютный Талдом удивил современным благоустройством. Благодаря этому я взглянул на него по-новому; раскрылись интересные места, за которые ранее не цеплялся глаз. В свете теперешней прилизанности центра, он стал напоминать скорее белорусские городки. Тут, правда, боюсь, скоро придётся делать оговорку "эпохи Лукашенко". Как оказалось, для маленького Талдома символов и визитных карточек уже более чем достаточно - журавли, обувь, Салтыков-Щедрин. Для своих размеров и скромного набора достопримечательностей, город оказался вполне интересен. Возможно, дело в его самобытности? Всё-таки, его северная (по отношению к Московской области) и приграничная сущность создают ему некоторую обособленность. Можно предположить, что если бы в Тверской области были столичные бюджеты, её малые города выглядели бы примерно так. #город золотой
Если Вам понравился пост - ставьте лайки, это мотивирует писать дальше. Если есть, что сказать или обсудить, - пишите, с удовольствием отвечу. 😉