Сегодня это считается аксиомой. Вопрос только в том, чему учить, и, главное, как.
Младенец – это возможности, почти неограниченные, в той или иной мере в нём заложены многие человеческие способности – но разглядеть их надо вовремя.
В первые годы жизни есть смысл учить тому, что воздействует непосредственно на эмоции – музыке. Почти все будущие великие музыканты «проявились» до пяти лет.
А как музыканту заявить о себе, если в доме нет инструмента, родители заранее уверены в его «бездарности» лишь потому, что сами не пробовали ни на чём играть, а из телевизора он слышит такое, что способно, скорее, испугать?
Чуть позже, когда окрепла рука, а главное, воспитана наблюдательность, пора учить рисовать. Годам к десяти.
В этом легко убедиться, рассматривая рисунки младшеклассников: до третьего класса они у всех примерно одинаковы. Но в пятом дети уже могут сравнивать свои работы с другими, с натурой - и у многих опускаются руки: "нет у меня таланта"!
Овладение языком и накопление некоторого жизненного опыта - предпосылки для обучения литературе. Первые произведения будущих великих писателей – поэтов относятся, как правило, к 12-13 годам.
Затем – очередь математиков. Абстрактное мышление – это
уже лет в 15.
Ещё позже «заявляют о себе» естествоиспытатели – биологи,
физики. Едва ли можно считать случайностью то, что Ньютона,
Линнея, Эйнштейна в школе гениями не считали… Основной
талант людей этого типа – любознательность, а ведь её не ценят
там, где учат по принципу «вызубрил – пересказал – забыл».
И пожалуй только у представителей общественных наук,
философов, закономерности не прослеживаются. Обычно
интерес к философии – это уже за порогом школы…
А если талантов нет?
Это маловероятно. Талант – не гениальность, которая, как выяснилось, действительно, отклонение на генетическом уровне. Талант – это интерес – и целенаправленная деятельность в заданном направлении. Дело лишь в том, чтобы найти для себя интересное направление. Дело, которое, может
быть, для кого-то и скучно, а для тебя – возможность самореализации.
Моделирование, коллекционирование, скалолазание, бисероплетение, краеведение… Ведь это не только возможная профессия (а значит, и заработок, совмещение интересного с полезным), это и общение с
«братьями по разуму» - если не во дворе, то во Дворце Культуры или в интернете.
Примерам нет числа:
В глухой деревне умирал народный промысел –производство платков. Мастерицы скинулись, купили один на всех компьютер – и вышли со своей продукцией в интернет. Сейчас завалены заказами с другого конца света. Село воскресло – вернулись дети и внуки, измученные безработицей
в райцентре, поставили производство на поток. А ведь профессии у всех другие, это – хобби, передававшееся по наследству в течение нескольких поколений!
Чудак, живущий в степи, бредил морем. Изобрёл подводную лодку… из парусины на каркасе, разборную! Привёз её в Петербург – и отправился плавать по Неве. Выловили его случайно – попал в сеть. Через несколько дней изобретатель получил заказ на своё «ноу-хау» от Министерства Обороны – оказалось, что его лодку не «видят» радары!
Но если пустить дело на самотёк, позволив себе просто отбыть школьную «каторгу», не углубляясь ни во что? Не пытаясь выяснить, чем одарила природа конкретно тебя? Увы, способности, не раскрытые вовремя, исчезают! «Старого учить – что мёртвого лечить». Иными словами, что успеете получить – с тем и придётся жить.
Не успеете или не захотите успеть? Тогда придётся проскучать всю оставшуюся жизнь, работая на нелюбимой, случайной работе, и мучаясь комплексом неудачника.
Только не вздумайте потом винить в этом родителей – человек
уже лет с двенадцати вполне способен воспитывать себя САМ.
И для того, чтобы помочь вступающему в жизнь человеку сориентироваться, понять, к чему он склонен и способен, не
упустить ни одного дарования, в Советском Союзе была создана
уникальная система Дворцов пионеров. Первый такой Дворец
был открыт в Москве ещё в 1923 году. Некоторые – работают до
сих пор, только называются они теперь иначе. «Дворец
Творчества юных».
Работа велась по нескольким направлениям: военно-спортивная подготовка, художественное творчество, краеведение, техническое творчество, сельскохозяйственная работа юных натуралистов… Каждое направление могло включать в себя до десяти кружков и секций!
Если Дворец пионеров был в пределах пешей досягаемости – занятия в нём для подростков считались обязательными. Кому угодно – пусть называют это диктатурой, но «жертвы диктатуры» обязаны были к десяти годам уметь плавать, к двенадцати – ходить на лыжах, к пятнадцати – стрелять… И, разумеется, развивать все творческие задатки, какие смогли у себя обнаружить. Музыка, рисование, танец, спорт, моделирование, театр, коллекционирование… Не найти для себя интересного занятия при такой системе просто невозможно.
А при сегодняшнем уровне техники реализоваться, имея хобби, стало даже проще. На «братьев по разуму» можно выйти и через интернет.
А «творческие» хобби – музыка, стихи, рисование, любительский театр – становятся профессией совсем не редко. Как правило.
У актёров, певцов, поэтов образование может быть каким угодно – техническое, медицинское… С детства чувствовали в себе творческую жилку – а поверили в себя не сразу.
В юмористическом рассказе Марка Твена «Путешествие капитана Стромфилда в рай» рай почти неотличим от нашего грешного мира.
Вся разница в том, что здесь каждый может раскрыть себя. Всё возможно – и никаких социальных ограничений и условностей, никаких запретов. И вот, сапожник стал генералом, а бездарный генерал – влюблённым в своё
дело переплётчиком. Но и здесь есть несчастные. Это те, кто даже и не пытается чем-нибудь заняться…
Бездарных нет. Есть люди, занятые не своим делом. Или просто ленивые.