Вчера (15 января) было несколько отличных новостей: Катя Клэп объявила о помолвке с Женей BadComedian, Пон Чжун Хо (любимый и, черт возьми, гениальный выходец из Южной Кореи задолго до BTS) назначен председателем жюри грядущего Венецианского кинофестиваля, также я узнала, что у мема «Семен мой Семен» на Дожде есть продолжение шесть лет спустя, и, наконец, Кантемир Балагов поработает со сценаристом сериала «Чернобыль» и экранизирует компьютерную игру «The Last of Us» для HBO! Это большая новость и огромный повод для гордости! Приятно проснуться и увидеть, как все дорогие телеграм-каналы рассыпаются в восторге по этому поводу (приглашаю и в мою тележку тоже - вот сюда).
У нас к Кантемиру сестринская (потому что мелкую я тоже подсадила) братская (потому что земляки) любовь. И если Томка еще скучает на его фильмах (их всего два), но это объяснимо: авторское кино для зрителя вне контекста - палец в небо и просто какая-то вещь из темноты (возможно, колючая, что рука одергивается), которая может оказаться совсем не тем, чего хочется прямо сейчас (для этого есть жанры), однако, это проходит (по факту мы сейчас с ней фильмы так и смотрим: вытаскиваем бумажечку из рэперской кепки с названием того, чему посвятим вечер); я от работ Балагова - в восторге. «Теснота» - свежая, неровная, шершавая, забирающая весь воздух, болючая, близкая. «Дылда» - размеченная, живописная, хрупкая, нетипичная, эстетично неуклюжая. Сам Кантемир - талантливый, увлеченный, нежный, свойский, рассудительный.
Из стопки интервью с ним просмотренных, конечно, я выделяю самое громкое - у Дудя, которое я пересматриваю в моменты, когда «скучно и грустно и некому руку подать», очень люблю так же Диалоги об условиях работы в кино (вместе с Юрием Быковым) - настоятельно всем их рекомендую, если кажется, что в России прямо сейчас некем гордиться.
Не менее важная новость: после голливудского проекта Балагов снимет фильм о Нальчике, сценарий которого уже в работе, который расскажет историю о современных молодых людях, жизнь которых режиссер знает не понаслышке (из инстаграма Александра Роднянского). Кабардино-Балкария все больше тащит своим кинематографическим потенциалом. Прошлым летом (да и до сих пор) все обсуждали «Чики» и «колорит южной провинции» там показанный, на который лично мне смотреть было тяжело. И дело не в том, что это было плохо, а в обостренной и настороженной оптике человека, прожившего здесь свое детство, отрочество и карантин.
Насколько я поняла, Прохладный (место действия сериала) не столько родина режиссера (Эдуард Оганесян), сколько родительский дом, и при всем его теплом отношении (да и сам он мудрый пирожочек) к месту, людям и «застывшему здесь времени» - это сделано это не изнутри, а с московской оптикой. Мне приходилось убивать вырывающиеся претензии вроде - ну арбузы так не режут, и на самом дохлом рынке знают, кто такой Человек-Паук, потому что местным детям (точнее их мамам) нужно продавать «что-то фирмовое» и т.д. Яркие кадры выглядят не как будто ты знаешь, как пасти барашек, а тебе просто интересно смотреть, как они бегут, потому что это не потоки машин на Кутузовском. Короче, красиво, но стилизованно, когда у Кантемира в «Тесноте» все грязно, но греет. В своем дебюте режиссер сосредоточен не на фактуре кавказского селения (внешние образы) - бегущие гуси скоро станут клише, а на особенностях быта и того, что ходит между жителями Нальчика образца 1998-го (эмоциональные образы) - батончики «Milky Way», которые главная героиня подворовывает из домашних запасов (одним из моих ярких детских воспоминаний как раз были коробки шоколадок на подвале), или то самое скандальное видео с отрезанием голов, мы в школе тоже смотрели подобное и передавали по блютузу (у меня до сих пор стоит в памяти избиение толпой парней ногами и кирпичами девушки в коралловой кофте за измену под песню «Ты ушла от меня») - эти «фишки» не могут быть известны, если ты сам с ними не жил, они и создают ту «свежесть», которую все критики отмечали, когда Кантемир ворвался в кинематограф.
Я ни в коем случае не умаляю работу Эдуарда Оганесяна (он художник - он так видит), но мне дико интересно, что Балагов думает о «Чиках». Надо сказать, что к его «Тесноте» я тоже подходила с опаской, да и всегда буду к проектам, которые работают с тем, что ты любишь, с частью твоей души, с твоим крестражем, если угодно. Так, пришлось уволиться с прошлой работы, непосредственно связанной с кинематографом, который, несложно заметить, сам по себе объект моего обожания, из-за идеологических разногласий - очень сложно быть беспристрастным и не болеть по каждому, на собственный взгляд, недостойного моменту. Но при этом, хоть и я проявляю слабину, мой голос «за сложности» - пусть будет больше фильмов, снятых на Кавказе, пусть будет, что обсуждать и во что влюбляться, а все, кто еще не в теме, приезжают пить минеральную водичку и фоткаться на коняшке в папахе. Кантемиру и всем успех да любовь!