К деятельности Колчака в годы Гражданской войны можно относиться по-разному, но в Первую мировую адмирал проявил себя как храбрый и чрезвычайно талантливый морской офицер.
В 1915 году Александр Васильевич Колчак получает назначение на должность командира Минной дивизии Балтийского флота, фактически становясь ответственным за все минно-заградительные операции на Балтике. Результат не заставил себя ждать: потери немецкого флота от минной войны пятикратно превысили российские.
За выдающиеся успехи на Балтийском флоте Колчак в 1916 году получает звание вице-адмирала и переводится на Черноморский флот в качестве командующего флотом. Как впоследствии вспоминал сам адмирал, назначение было связано с подготовкой к так называемой Босфорской операции, планировавшейся на 1917 год, в ходе которой силами Черноморского флота планировалось высадить десант в Константинополе и захватить проливы Босфор и Дарданеллы.
Однако прежде необходимо было разобраться с немцами и турками на Чёрном море, ситуация там была сложная. Русская армия, громившая в то время турок на Кавказе, нуждалась в своевременном подвозе снаряжения и продовольствия морем, а транспортные суда и порты подвергались постоянным нападениям со стороны немецко-турецкого флота. На торговых путях безнаказанно действовали немецкие крейсера "Бреслау" и "Гебен", а также многочисленные подводные лодки.
И здесь Колчак решил использовать свой огромный опыт в ведении минной войны. Было решено минировать выходы из портов, главным образом Варны и Босфора, откуда в основном действовали корабли противника. Причём мины нужно было ставить постоянно и в таком количестве, чтобы немцы и турки не успевали их вытраливать.
Тактика полностью себя оправдала - на колчаковских минах подрывались и отправлялись на дно один за одним неприятельские корабли и подводные лодки, а через некоторое время они и вовсе перестали выходить из своих портов. К началу 1917 года нападения на русские транспорты прекратились, и проведению Босфорской операции весной того же года, казалось, ничего уже не мешало.
Однако крест на этих планах поставила Февральская революция. Армию и флот охватила анархия, матросы отказывались выполнять приказы и вели себя крайне разнузданно. Правда, на Черноморском флоте в этом плане обстановка была гораздо лучше, чем на Балтике. И в этом тоже была немалая заслуга командующего флотом.
Но уже к лету ситуация начала переходить все границы, и оставаться в Севастополе Колчаку стало смертельно опасно. Чтобы не допустить гибели адмирала, Временное правительство приказало ему сдать командование и вернуться в Петроград. Новое флотское начальство тут же забросило колчаковскую минную войну, немецко-турецкий флот вновь получил свободу действий на Чёрном море, а нападения на российские транспортные суда и порты возобновились с новой силой.