Быть эмоционально умным человеком означает, что вы понимаете и умеете регулировать свои эмоции, но реальная работа начинается тогда, когда речь заходит о понимании и регулировании эмоций других людей.
Быть эмоционально умным, значит уметь утешать, ободрять, мотивировать, успокаивать других людей, когда вы строите отношения, снижаете напряжение и разрешаете конфликты.
Вы можете столкнуться с гневом, печалью, пренебрежением, слезами, воплями – возможно даже в одной ситуации и всего за несколько секунд. Эмоции могут быть направлены на начальство, семью, друзей, ситуацию, окружающий мир, на вас. Всё это может оказаться непереносимым для вас или человека, которому вы пытаетесь помочь. Если сохраните спокойствие и внимательно отношение, сможете проникнуть в суть того, в чём нуждается другой человек: в сочувствии, признании, утешении, участии и т.д.
Разные люди по-разному относятся к физическому контакту, поэтому не стоит поглаживать, похлопывать или обнимать человека, которого вы плохо знаете. Выслушать его – часто бывает наилучшей и единственной вещью, которую вы можете сделать для человека.
Стоит помнить, что есть три вида поддержки: эмоциональная («я понимаю твои чувства»), делом («ты можешь переночевать у меня сегодня») и интеллектуальная (когда задавая вопросы мы помогаем человеку рассмотреть его ситуацию под разными углами). Если вы не знаете, какой вид поддержки нужен человеку, попробуйте разные.
Понять, какой вид поддержки нужен вам, узнать, какой вы умеете хорошо давать и потренировать «отстающий», можно в рамках психологической игры «Поддержка», которую я провожу (если хотите, можем за небольшую сумму, как продолжение чата провести онлайн).
1. Активное слушание. Означает, что вы внимательны и стараетесь понять смысл и выражаемые эмоции; обращаете внимание на вербальные (изменился тембр голоса) и невербальные сигналы (сжались кулаки, поменялась мимика).
Самым важным в активном слушании является: 1) позволять человеку чувствовать себя свободно и высказываться открыто и честно, 2) дарить говорящему ощущение, что его понимают.
Чтобы убедиться, что вы понимаете то, что другой человек говорит и чувствует: задавайте открытые вопросы, на которые нельзя просто ответить «да» или «нет». Не бойтесь молчания – дайте человеку ответить в собственном ритме. Просите привести примеры, чтобы лучше понять смысл. Сформулируйте по-своему или обобщите то, что было сказано. Давайте понять, если не уловили смысл сказанного.
2. «Дотянуться» до человека. Может быть использовано, когда ваши собственные слова или действия причинили страдания человеку. Сделать это можно несколькими способами: успокоить, смягчить обиду, исправить причинённый ущерб. Иногда вы можете почувствовать, что для восстановления эмоций потребуется много времени; но если оставите так, как есть, то терзания и конфликт могут затянуться, недоверие разрушить отношения. «Дотягиваясь» до человека вы не редко можете предупредить развитие серьезных проблем.
Примените техники принятия другой точки зрения, выслушивания и отсрочки реакции. Откройте такие линии общения: прямо признавайте эмоции и эмоциональные потребности других. Побуждайте открыто и честно выражать свои эмоции, не перебивайте. Задайте вопросы, чтобы убедиться, что вы понимаете позицию другого человека и его чувства. Никогда не говорите другому, что он испытывает неправильные чувства. Принимайте чужие чувства и относитесь к ним с уважением. Признавайте свою ответственность, искренне извиняйтесь, когда виноваты. Спросите, что вы можете сделать, чтобы исправить положение вещей.
3. Используйте юмор. Может разрядить напряжённую обстановку, привлечь внимание к чему-то менее мучительному, послужить средством задержки потенциально разрушительной реакции. Юмор может усилить общее благополучие, продлить хорошее настроение, облегчить печаль. Юмор может возыметь и обратный эффект, шутки могут быть неправильно поняты. Поэтому, пытаясь справиться с эмоциональной ситуацией при помощи юмора, не подшучивайте над другими и умейте посмеяться над собой. Правильно выбирайте момент.