Работы по легкому бомбардировщику Potez 633 проходили совместно с проектированием тяжелых многоцелевых истребителей, по условиям тактико-технического задания он должен был развивать скорость 450 км/ч (крейсерская должна была быть 350 км/ч), иметь продолжительность полета 4 часа, забираться на высоту 4 000 м за 15 минут. Вооружаться он должен был двумя носовыми 20-мм пушками и одним оборонительным 7,5-мм пулеметом. Нормальная бомбовая нагрузка 200 кг. Экипаж 2 человека. При этом маневренность в двухмоторного бомбардировщика должна была быть не хуже, чем у одномоторника.
Министерство авиации весной 1937 г., когда несколько авиафирм объединились в концерн SNCAN, выдало заказ на 10 предсерийных самолетов, которые должны были быть легкими бомбардировщиками Potez 633B2. Бомбардировочная модификация в общем соответствовала истребителю Potez 631C3, только в средней части фюзеляжа оборудовали вертикальный бомбоотсек. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 400 кг, стрелковое вооружение оставалось прежним.
Моторы ставили "Гном и Рон" 14M-6 мощностью 670 л. с., практическая дальность составляла 1 300 км, максимальная скороподъемность 570 м/мин, практический потолок 8 000 м.
Производство опытных образцов шло не быстрыми темпами. Министерство авиации приказывало переделать второй опытный образец в низковысотный штурмовик. Когда первый опытный экземпляр поступил на испытания выяснилось, что ни один из опытных образцов не может выпускаться в течение ближайшего года. Программу производства Potez 633В2 немного подкорректировали. Концерну SNCAN предписывали создать 449 бомбардировщиков, из которых 254 должны были служить в боевых частях, остальные предполагалось использовать в учебных целях.
Через 10 дней заказ на "Потэ" увеличили на 125 самолетов, но Главный штаб ВВС через два месяца потребовал, чтобы легкие бомбардировщики были трехместными. Производство свернули после выпуска 71 машины. Оставшиеся на стапелях Potez 633 решили переделать в истребители.
Поступил румынский заказ на бомбардировщики "Потэ" сначала на 20 самолетов и потом еще на 20 самолетов. До начала войны с Германией в Румынию поступили 20 машин, они были включены во 2-ю бомбардировочную группу.
Румыны использовали "Потэ" в войне против СССР. 22 июня начались удары по советским аэродромам. 7 бомбардировщиков отправили бомбить аэродром Болград без истребительного прикрытия. Над целью были сбиты 2 машины и 2 совершили вынужденные посадки на своей территории, остальные получили повреждения различной степени тяжести.
Затем, когда немцы захватили господство в воздухе действия Potez 633B2 были более успешными. Осенью 1941 г. 2-я бомбардировочная группа приняли участие в боях под Одессой, но численность самолетов уже была невелика.
Летом 1942 г. у румын осталось шесть "Потэ", их использовали в основном как разведчиков.
К ноябрю 1943 г. румынская армия откатилась к Крыму, для обеспечения отрезанных от своих сил армейских частей использовались все транспортные и вспомогательные самолеты. В том числе участвовали два или три "Потэ".
Греция заказала 24 бомбардировщика, но в 1939 г. заказ был выполнен лишь частично. Заказчику передали только 13 самолетов, при перегоне был разбит бомбардировщик с пилотом. Еще один вышел из строя по техническим причинам. Реально греческие ВВС могли использовать только 11 "Потэ" 31-й эскадрильи. Остальные самолеты реквизировало французское правительство.
Боевые действия против Греции начались 28 октября 1940 г., в первой линии было несколько десятков современных машин. Греки успешно оборонялись и даже 18 ноября 1940 г. оправили "Потэ", "Фейри Бэттлы" и "Бристоли Бленхейм" бомбить аэродромы противника близ городов Корица и Аргирокастрон, потерь при этом не понесли.
Весь следующий месяц "Потэ" летали мелкими группами или поодиночке и без эскорта истребителей. 21 декабря итальянские истребители "Фиат" 50 сбили один "Потэ", экипаж погиб. В апреле 1941 г. самолеты использовались эпизодически, но, вероятно, захваченные уцелевшие машины не летали из-за технических проблем.
Во Франции к 1 сентября 1939 г. в строю было 22 Potez 633B2, три из которых предназначались Китаю и 19 Румынии. Самолеты использовались для обучения летного состава, потом 3 "китайских" "Потэ" отправили сначала в испытательный центр Реймс, а затем передали в экспериментальное звено при бомбардировочной группе GB I\54. Остальные "Потэ" распределили между бомбардировочно-штурмовыми эскадрильями GBA I\54, GBA II\54, GBA I\51 и GBA II\51, GBA II\35.
"Потэ" вначале забракованные французскими военными использовались вынужденно, поставки штурмовиков Br.691AB2 и Br.693AB2 затянулись. Поэтому многие боевые эскадрильи имели самолеты старых типов.
Во время Зимней войны Франция отправила специальную экспедиционную часть "Финляндия" в Финляндию с 12 "Потэ" с экипажами GBА 54, но эскадрилья прибыла за два дня до перемирия и едва прилетев отправилась обратно.
В 1940 г. часть "Потэ" модифицировали. В носовой части фюзеляжа стали устанавливать два 7,5-мм пулемета для стрельбы вперед и два таких же пулемета подвешивались под фюзеляжем в обтекателе для стрельбы назад.
Многие самолеты получили 4 7,5-мм пулеметы, подвешенные попарно под внешними консолями крыла. Выяснили, что оптимальной бомбовой нагрузкой является подвеска 4 200 кг бомб.
К 10 мая 1940 г. 9 самолетов (или 11 из них 7 исправных) находились в составе GBA II\51, которые дислоцировались на аэродроме Ле Люк в Альпийской зоне. В эскадрилье было 6 штурмовиков Breguet 691AB2, соседняя GBA I\51 имела 2 Br.691AB2 и 6 Br.693AB2 (всего 5 исправных самолетов).
Первая неделя войны прошла для GBA 51 спокойно, затем 19 мая эскадрилью "Потэ" задействовали в боевых действиях, из-за своей малочисленности штурмовая группа не принесла большой пользы, потеряли к 30 мая 6 самолетов от огня противника. Количество боеспособных "Потэ" сократилось до нуля и в дальнейшем в боях они участие не принимали.
После 25 июня в неоккупированной зоне Франции остались 18 "Потэ" и еще 21 был захвачен немцами. Большая часть из них не могла летать. Дальнейшая судьба их неизвестна, но к концу 1941 г. ни одного Potez 633B2 у ВВС Виши и люфтваффе не оказалось.
Позже после начала войны с СССР немцы называли "Потезами" советские Пе-2.
Спасибо за прочтение.