На днях начал смотреть сериал Манифест, где пассажиры самолета летящие из Ямайки в Нью-Йорк попали в грозу. В Нью-Йорке их встречала полиция и родственники, как оказалось они прилетели через 5,5 лет после вылета из Ямайки. Родственники за 5 лет постарели, дети выросли, по влюблялись и женились, а у пассажиров ничего не изменилось.
Вспомнилась похожая история из раннего христианства. В начале III века 7 молодых юношей из аристократических семей города Эфес, (совр. Турция, в окрестностях которого раскопали Трою) которые находились на военной службе, приняли тайно христианство. В один языческий праздник, они, независимо друг от друга, понимая что ритуалы не сходятся с их верой, начали отходить в сторонку от веселящегося на празднике народа. Так они оказались под одним деревом, поняв, что все семеро думают и верят одинаково, познакомились и подружились.
Однажды прибывший в город Римский император Деций Троян, известный гонениями христиан, приказал этим юношам сделать жертвоприношения языческим богам, после того как они отказались это делать, их лишили знаков воинского отличия, по одной версии их замуровали в пещере, надеясь что они там умрут с голоду, по другой версии, они скрылись в пещере после погони, после того как они вошли в пещеру, упавший валун сверху пещеры закрыл вход в нее.
Юноши уснули чудесным сном, проснувшись они послали одного из них в город за хлебом. Войдя в город юноша удивился произошедшим изменениям , при входе в город висел крест. Покупая хлеб, он расплатился старой монетой, которую продавец до этого не видел. Расспрашивая юношу откуда он, продавец понял, что столкнулся с загадочным и отвел юношу к градоначальнику. Из расспросов, поняли что юноша рассказывает про времена 200 летней давности. Священник города вместе с народом и юношей направились к пещере, чтобы увидеть других юношей. Весть дошла до Римского императора. Прибыв в город император, также расспросил юношей, после чего они уснули вечным сном. Похоронили их в той же пещере, построив на этом месте церковь.
В христианских источниках этот рассказ отмечен у Иакова из Сарука, у Ионна Колового и у Симеона Метафраста. Самое информативное описание этого события описывается в мусульманском Коране в суре Пещера стих с 9 по 26. Ниже хочу привести несколько различий между христианским и мусульманским текстом.
-юношей было семь, также была собака, которая спала на входе пещеры.
-в Коране говорится что юноши проспали 300 и 9 лунных лет, что составляет 300 солнечных лет.
-в Коране говорится, что юноши периодически переворачивались, чтобы тело оставалось в форме и глаза были полуоткрытыми, чтобы они не ослепли. Также говорится, что если бы люди увидели спящих в пещере, то они пришли бы в ужас от увиденного.
-иудеи при жизни Пророка Мухаммеда задавали вопросы на которые арабы не знали ответов, пророк же отвечал на них верно. Среди вопросов была история про уснувших юношей в пещере. Данная версия предполагает что история с юношами случилась во второй половине III века, до христианства, так как иудеи не симпатизировали христианам.
-разница в годах, в христианских источниках прошло около 200 лет, в исламских 300 лет.
Добавлено 27.10.2024:
В эссе "Шамбала сияющая (1928 г.)" Николая Рериха, есть диалог возможно автора с Ламой, где возможно эта история дошла до Средней Азии и дальше на Восток, в рассказе говорится следующее:
-Лама, в Турфане и Туркестане нам показывали пещеры с длинными неисследованными ходами. Можно ли этими путями достичь Ашрамов Шамбалы? Нам рассказывали, что бывали случаи, когда нездешние люди выходили из этих пещер и приходили в города. Они собирались расплачиваться за покупки необычными, старинными монетами, которыми давно уже никто не пользуется.