Найти тему
ВОЕНВЕД

Битва за "АвтоВАЗ". Зачистка от бандитов

Когда в июле 1995 года Министром МВД России поставили выходца из внутренних войск Анатолия Куликова, многие оперативники отнеслись к этому негативно, ну "сапога" еще в руководстве ведомством не хватало.

И когда сверху в ОУРах и РУБОПах насадили "планирование", опера посчитали это за глупость (это глупостью и было). Слабость нового Министра МВД Куликова заключалась в его прямоте и безапелляционности (на этом его и подловили позже).

Пока другие Министры МВД разводили дипломатию, строили и просчитывали многоходовки - этот пёр напролом. И в этой слабости и заключалась его сила. Быть может именно такой Министр и был нужен в то время. Потому что силовыми точечными решениями он сумел удалить с криминального поля ключевых игроков, а затем посыпались их бандитские структуры.

Происходило это так. Куликов приезжал в какой-нибудь областной центр с проверкой и к нему шли делегации местных бизнесменов и чиновников, которые жаловались на засилье той или иной ОПГ. Министр вызывал начальника ГУВД и приказывал принять меры.

Так, к примеру, произошло с главой одиозной банды Александром Морозовым из Златоуста (депутатом челябинской обл.думы и кандидатом в депутаты Гос.думы), который никогда не славился адекватностью. Его люди oтcтpeлuвaли одного "коммерса" за другим, переписывая на себя их активы. Задержали, доказали, посадили на всю катушку. Так происходило и с прочими подобными деятелями в других городах нашей страны.

Что касается АвтоВАЗа - так генеральный директор В.Каданников давно исходил стонами от бандитов, дербанящих активы автомобильного завода. Он неоднократно жаловался в Правительство РФ, обивал пороги высоких кабинетов. Но Москве было не до этого, там заправлял Березовский, который "грел руки" на АвтоВАЗе. А Куликов взялся решить эту проблему.

В газете "Коммерантъ" от 4 ноября 1997 года была коротенькая заметка по этому поводу:

Министр внутренних дел России Анатолий Куликов принял решение провести операцию по "зачистке" АвтоВАЗа от криминальных структур. О крайне неблагоприятной криминальной обстановке в Тольятти министр знал не понаслышке. Он послал в город инспекцию, которая изучила обстановку на месте, а затем в сотрудничестве с местными милиционерами составила план действий. Руководство АвтоВАЗа и мэр Тольятти Сергей Жилкин были поставлены в известность об операции...

На самом деле это было не совсем так. Ни руководство АвтоВАЗа, ни мэр Тольятти, ни местные милиционеры не были поставлены в известность о готовящейся спец.операции Циклон". В городе, где все было опутано паутиной коррупции, выносить информацию о секретной операции местным ответственным лицам - означало одно: слив и провал милицейской акции. Поставили в известность только избранных.

АвтоВАЗ представлял собой огромный производственный комплекс с множеством КПП, которые контролировали бандиты. Бандиты комфортно себя чувствовали и в самих производственных цехах и в конторе правления. Бывало, что пока один рабочий производил свои производственные операции, за его работой наблюдали пара бандюков.

Пока из ворот заводских КПП выкатывались "налево" новенькие "Жигули", силовики готовились, несколько отрядов СОБР из разных регионов были стянуты к городу. Размещались в бывших пионерских лагерях, домах отдыха, абсолютно не выдавая ничем спецназовцев.

Предстояло зачистить огромную территорию от посторонних лиц: контрольно-пропускные пункты, периметр, здания, цеха, производственные линии, склады. И делать это сразу и одновременно.

С идентификацией личностей решили поступить так: у кого есть при себе официальный пропуск, тех не трогать, остальных задерживать. Перед этим несколько сотен пропусков на АвтоВАЗ у лиц, не имеющих отношения к заводу, были тайно аннулированы.

Операция началась неожиданно для бандитов, в октябре 1997 года. Информация не просочилась наружу. Сразу ко всем КПП одновременно подкатили тентованные грузовики и БТРы. Спецназовцы взяли под контроль пропускные пункты и цепи собровцев пошли зачищать квадраты. Бандиты не сопротивлялись. Увидев спецназ они бросали "пушки" и ложились на бетон лицом вниз. Знали, сопротивление чревато.

Операция бойцов СОБР по задержанию членов ОПГ. Источник изображения: wizardvarnish.com
Операция бойцов СОБР по задержанию членов ОПГ. Источник изображения: wizardvarnish.com

В ходе операции внутри АвтоВАЗа было задержано 60 членов различных ОПГ. Пока основные силы чистили цеха предприятия, милицейский спецназ на КПП задерживал тех, кто пытался выйти и выйти без пропуска и тех, у кого они были аннулированы. Было задержано 363 человека. Новым начальником охраны был назначен бывший начальник Автозаводского РОВД В.Уткин, который славился своей непримиримостью к бандитам. Заводская охрана была полностью заменена.

А утром на завод прибыла межведомственная оперативно-следственная бригада. Следователи изъяли все носители и документацию. Этого не ожидало даже правление завода, ведь с помощью этих документов можно было выявить фальсификации с автомобилями и финансовыми потоками. Директора протестовали, В.Каданников возмущался, но тщетно. Документы и компьютеры грузили в коробки и вывозили машинами.

И это стало началом конца. Завод пришлось "чистить" еще пару раз, уже при Министре МВД Степашине, но преступные группировки уже не могли вольготно распоряжаться имуществом и продукцией предприятия. Вскоре они и вовсе были выдавлены из города, арестованы, осуждены на различные сроки. На основании изъятых документов было возбуждено около 200 уголовных дел, которые разматывали цепочки финансовых схем увода денег. Эпоха бандитских девяностых в Тольятти закончилась бесповоротно.