Продолжаем серию публикаций Игоря Туревского, профессионального системного аналитика и любителя военной истории, о неизвестных страницах Русско-Японской войны 1904-1905 годов - одной из самых непознанных и оболганных войн.
Сегодня рассказ пойдет о причинах отсутствия масштабных крейсерских операций Русского флота в русско-японскую войну или о влиянии финансов на тактику ведения боевых действий.
Многие авторы упрекают русское, морское командование в том, что не были развернуты масштабные операции русских крейсеров на морских коммуникациях Японии, что нанесло бы огромный вред и повлияло бы на военные действия.
Я далек от мысли обвинять русское, морское командование в некомпетентности, но крейсерская война, которая могла бы проводиться русским флотом против японского судоходства, могла бы происходить в гораздо больших масштабах, чем проводилась реально – несколько походов отряда дальневосточных крейсеров и крейсерство вспомогательных крейсеров - вооруженных пароходов. Просто исходя из имеющихся русских сил, в частности использования в качестве крейсеров вооруженных пароходов РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли)
Между тем, русское морское командование прекрасно представляло себе эффект от крейсерских операций еще по событиям Гражданской войны в США, когда две русские крейсерские эскадры под командованием Попова и Лесовского пересекли Тихий и Атлантический океаны и вошли в Нью-Йорк и Сан-Франциско.
Тогда почему русское, морское командование не использовало столь успешный опыт, был ли фактор, сдерживающий проведение масштабной крейсерской войны? Такой фактор был и лежал он в области финансов.
Дело в том, что и Россия и Япония вела войну на заемные деньги – в т.ч. зарубежные займы. Россия считалась, в силу ресурсов и большого золотого запаса, надежным заемщиком. В отличие от России, у Японии был значительно более скромный золотой запас и почти не было природных ресурсов. Поэтому Япония считалась значительно менее надежным заемщиком, чем Россия.
При кредитовании ненадежного заемщика существует практика, когда заемщик обозначает у себя так называемый фонд погашения – источники дохода, средства из которых будут направлены на платежи по займу. От России создание такого фонда погашения, в силу ее финансовой надежности не требовалось, но кредиторы – Англия и США потребовали от Японии указать такой источник дохода и Япония указала в качестве такого источника доходы таможен за счет таможенных платежей за ввозимые в Японию товары.
В связи с тем, что у Японии нет сухопутных границ, и все товары поступают морским путем, масштабные крейсерские операции русского флота против Японии привели бы к резкому сокращению ввозимых товаров и доходов Японских таможен, тем самым поставили бы под вопрос возможность платежей Японии по английским и американским займам. Это могло привести к большим потрясениям на международных финансовых рынках с плохо прогнозируемыми последствиями. Я думаю, перенося в современные реалии в то время, если бы русские развернули масштабную крейсерскую войну, то русские крейсера отлавливали бы американские и английские эскадры.
О таких условиях Японских займов было широко известно – в документах о займе, публично размещаемых заемщиком для привлечения кредиторов, информация о фондах погашения, в случае их создания, обязательно указывается и такая информация о погашении Японией займов за счет таможенных платежей при ввозе товаров, была широко известна.
Кстати, и ограниченные операции русских крейсеров сыграли позитивную роль – вследствие этих операций значительно выросла стоимость морской страховки перевозимых грузов, что увеличило тх стоимость и нанесло значительный экономический ущерб Японии.
Предыдущие статьи:
Русско-японская война - первая война броненосцев
Что поведали мемуары японского дипломата?
Почему гибли русские броненосцы?
Другие интересные публикации в Каталоге статей по истории российского флота