Найти тему
Качество Жизни

Как правильно говорить «нет» ребенку

Одна из мам, обращавшихся ко мне на консультацию с ребёнком 2,5 лет поделилась прекрасным примером того, как может вести себя родитель, когда ребёнок хочет сделать что-то неправильное, вредное, вместо того, чтобы говорить ему «нельзя» и «нет».

«Вместо объяснений причин, почему что-то нельзя, проговариваем что-то вроде «я понимаю, ты хотел сделать вот это, давай посмотрим, можем ли мы сделать что-то ещё кроме этого».

Например, сегодня он говорит - я хочу есть соль и сахар ложкой. Я говорю - я понимаю, а давай попробуем по песчинке, и ты увидишь, почему ложкой соль и сахар не кушают, он говорит - давай. Мы идём пробуем, он говорит - «ой, это ооочень сладко! Надо беречь зубики» «Или это оооочень соленое! Я не буду». Т.е. я стараюсь часто давать выбор.»

Если бы ребёнку сказали просто «ты что, нельзя так много сахара и соли», более вероятно бы случилась истерика.

Вместо этого мама сделала следующее:

  1. Приняла его желание («я понимаю, что ты хочешь…»). Дети намного сговорчивее, когда слышат, что родители принимают их эмоции и потребности. Хотя это и не означает, что потребность будет удовлетворена (это не всегда возможно). Но важен сам факт, что тебя слышат и дают тебе право чего-то хотеть.
  2. Предложила провести эксперимент под присмотром родителя (давай попробуем…и ты увидишь, что произойдёт). И это позволило ребёнку самому сделать вывод. Дети любят наглядность, а не словесные объяснения. Им так проще воспринимать информацию.

Однако, это не весь рассказ:

«Не всегда, конечно, все так гладко проходит. Проговаривание чувств и эмоций его успокаивает, но бывает, что он уходит в «нет» и жестко прям стоит на своём. Тут я уже думаю, если это безопасно, то в принципе могу согласиться на его хотелки."

Не существует приёмов, которые бы помогали в 100% случаев. Взрослый не всегда может найти подходящее решение проблемы — и это нормально. Да и не всегда возможно предоставить ребёнку возможность совершить маленькое исследование или предложить альтернативный вариант решения проблемы. Ресурсы взрослого не безграничны. Ресурсы ребёнка тоже. Не получится полностью избавиться от конфликтов и истерик.

И мне очень понравилось про оценку безопасности ситуации. У детей могут возникать странные, на взгляд родителей, идеи. Но если это безопасно для ребёнка и окружающих, то почему бы и нет?

Текст писала: Юлия Коршина